«Атомная энергетика имеет хорошие перспективы развития во всём мире и Казахстан не является исключением. Более того, у Казахстана есть серьёзные основания, чтобы думать по крайней мере в направлении того или иного типа использования атомного сырья, то есть урана, который мы добываем здесь. Мы являемся крупнейшей в мире страной по объёму добычи урана, по-моему 25% мировой добычи. У нас есть определённые технологические компетенции, наработанные ещё с советских времён, есть целая технологическая цепочка производства урановых таблеток для атомных станций. Соответственно, у Казахстана есть и технологические, и сырьевые и другие основания для того, чтобы работать над атомной энергией. Другой вопрос насколько она сейчас необходима, в каком объёме и насколько быстро? Насколько я знаю, в Казахстане достаточно много источников энергии, которые пока покрывают потребности нашей экономики: уголь, газ, энергия ветра, солнца, воды. Сейчас идёт активное движение в сторону «озеленения» экономики. Вы знаете, мы взяли на себя обязательства по углеродной нейтральности. В 2060 году 80% должно быть декарбонизации, остальные 20% - поглощаться технологиями поглощения выбросов. Грубо говоря, не должно быть никакого CO2. Сейчас идёт активное строительство ветровых станций.  Но как показал последний кризис, многие страны, которые сделали ставку на «зелёную» энергетику оказались в сложной ситуации, когда цепочки поставок, в том числе энергоресурсов, стали не срабатывать, возник дефицит, возникли разрывы в поставках. Эти страны лихорадочно начинают наращивать добычу традиционных ресурсов. Тот же Китай, который сейчас закупает уголь и в Австралии, с которой недавно ещё вёл торговую войну, и в России… Для них сейчас задача - просто не допустить коллапса - потому что промышленность и производство требуют всё больше и больше. Это чётко показало, что нужно очень внимательно и аккуратно подходить к этой самой «зелёной» трансформации, делать это постепенно. Для Казахстана это очень важно, поскольку всё-таки мы углеродная держава: мы добываем очень много ресурсов традиционного типа: нефть, газ, уголь. Мы заинтересованы в том, чтобы этот процесс носил постепенный характер. Об этом, кстати, говорил Первый Президент вчера: что к этому процессу нужно подходить очень аккуратно. Его поддержали и эксперты», - ответил глава ИМЭП. 


Он добавил, что Елбасы выдвинул идею, что платформой диалога, могло бы стать объединение четырёх существующих уже интеграционных блоков - это Европейский Союз, Евразийский Союз, ШОС и Организация тюркских государств. Все эти страны имеют много общих интересов с точки зрения торговли, инвестиций, экономического развития.

 

«Казахстан, по сути, выступает некой точкой сборки, где могут сойтись интересы многих экономических игроков. Поэтому для нас было бы органично, естественно, выдвигать такие проактивные инициативы, чтобы посадить за стол переговоров, попытаться сблизить интересы разных стэйтхолдеров. В выступлении также было отмечено, что Казахстане был создан банк низкообогащенного урана – это международный проект под эгидой МАГАТЭ.  Это было в своё время частью решения иранской ядерной проблемы, то есть, когда мы предлагали создать на территории Казахстана – в стране, к которой есть определённый высокий уровень доверия со стороны мирового сообщества, где другие страны, которые хотели бы развивать атомную энергетику, могли получать легальным образом обогащенный уран, грубо говоря, топливо для своих будущих АЭС. В том числе, Иран, Северная Корея, все те страны, которые либо являются пороговыми, либо являются де-факто ядерными державами, но нарушают соответствующие международные обязательства. Этот банк не просто идея, он создан, функционирует, там размещён определённый объём ядерного топлива. С нашей стороны сделаны все необходимые шаги, осталось только запустить весь этот механизм с точки зрения работы наших партнёров», - выразил свою личную точку зрения по актуальной теме эксперт.