Предваряя их обсуждение, Спикер Мажилиса поздравил депутатов с обновленной Конституцией страны, отметив, что итоги референдума продемонстрировали поддержку реформ Президента большинством казахстанцев.

- Проделана огромная работа. Мы совместными усилиями и на высоком уровне провели референдум. В гуще этих событий были и вы, депутаты. В день вы проводили около 250 встреч, разъясняя гражданам суть реформ Президента. За это выражаю вам искреннюю признательность. Данный референдум имеет историческое значение для будущего нашей страны. Народ самостоятельно определил свою судьбу. Мы всему миру продемонстрировали наше единство и уверенно шагнули в будущее, – сказал Ерлан Кошанов.

Председатель Мажилиса подчеркнул, что международные и отечественные эксперты признали референдум прозрачным и полностью соответствующим законодательству страны. Теперь Казахстан переходит к реализации конституционных преобразований. Проводимая реформа позволит полностью модернизировать правовую систему.

- В целом предстоит большая работа по реализации поддержанных народом конституционных изменений. Необходимо будет внести поправки в большое количество законодательных актов. Поэтому депутатам необходимо оправдать доверие Главы государства, качественно и оперативно обеспечив реализацию политических реформ, – добавил Ерлан Кошанов.

Одобрение Палаты в первом чтении получили инициированные депутатами Парламента поправки в законодательство и КоАП по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Как отметил, представляя законопроект, депутат Сергей Симонов, в текущем году Казахстану предстоит пройти второй раунд взаимной оценки Евразийской группой по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма.

Согласно проекту законодательных поправок, предлагается: обязать юридические лица раскрывать и вести учет своих бенефициарных собственников, а также распространить законодательство о противодействии отмыванию денег и финансированию терроризма на трасты или другие корпоративные образования, созданные в соответствии с законодательством иностранного государства.

Также вводятся нормы по замораживанию средств и иных активов, находящихся под прямым или косвенным контролем субъектов, включенных в перечень организаций и лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма, а также в перечень организаций и лиц, связанных с финансированием распространения оружия массового уничтожения.

Кроме того, проектом усиливается уголовная ответственность за легализацию преступных средств и уголовное наказание в виде конфискации имущества за ряд уголовных правонарушений, определенных рекомендациями ФАТФ (FATF - группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег).

Также устанавливается административная ответственность юридических лиц за отмывание средств, полученных преступным путем. Поправками планируется также наделить должностных лиц органов финансового мониторинга полномочиями составлять протоколы соответствующих административных правонарушений, а суды – рассматривать дела об административных правонарушениях и принимать по ним решения.

В первом чтении депутаты одобрили также поправки в законодательство и КоАП по вопросам усиления государственного регулирования, контроля и надзора финансового рынка и финансовых организаций и противодействия деятельности финансовых (инвестиционных) пирамид, разработанные также по инициативе парламентариев.

Как отметил депутат Юрий Ли, предлагаемые поправки стали оперативным ответом депутатов на широкое распространение мошеннических финансовых пирамид. Они призваны устранить правовые пробелы, имеющиеся в действующем законодательстве, а также ужесточить ответственность за создание и рекламу финансовых (инвестиционных) пирамид.

Законопроектами предполагается повысить верхний порог санкций за создание и руководство финансовыми (инвестиционными) пирамидами, установить уголовную ответственность за рекламу финансовых (инвестиционных) пирамид, определить подследственность по уголовным делам о рекламе финансовых (инвестиционных) пирамид за органами внутренних дел или службой экономических расследований, начавшими досудебное расследование.

Кроме того, поправками предлагается разграничить уголовные деяния и административные правонарушения, а также ввести запрет на рекламу деятельности, связанной с привлечением денег и иного имущества физических и юридических лиц в пользу лиц, не обладающих правом на осуществление такой деятельности. На пленарном заседании мажилисмены одобрили также ряд законопроектов во втором чтении.

Среди них поправки в Налоговый кодекс и Закон о введении его в действие, законодательные новшества по вопросам совершенствования порядка прохождения правоохранительной службы, связи, а также относительно волонтерской деятельности, благотворительности, государственного социального заказа и грантов для НПО. И сегодня депутаты рассмотрели отчеты Правительства и Счетного комитета об исполнении республиканского бюджета за 2021 год.

По словам Вице-премьера - министра финансов Ерулана Жамаубаева, в прошлом году рост ВВП составил 4%. Основные факторы: ускорение роста в секторе услуг, укрепление торгового баланса за счет высоких темпов роста экспорта, высокая инвестиционная активность в недобывающих отраслях. Положительный результат достигнут во всех базовых отраслях экономики.

Так, объем промышленного производства вырос на 3,8%, строительной отрасли – на 7,6%, транспорта и торговли – на 3,6% и 9,2% соответственно. Однако повсеместно наблюдалось повышение цен на товары и услуги.

По итогам 2021 года уровень инфляции составил 8,4%.  Объем инвестиций в основной капитал увеличился на 3,5%. Безработица была удержана на уровне 4,9%. Поступления в бюджет составили 12,7 трлн. тенге с исполнением на 100,8%.

Расходы освоены на 99,2% и составили 15,2 трлн. тенге.  Социальные расходы по сравнению с 2020 годом увеличились на 910 млрд. тенге и составили 7,5 трлн. тенге. Дефицит бюджета составил 3,1% к ВВП.

Представляя отчет Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета за указанный период, Наталья Годунова отметила, что бюджет снова планируется таким образом, что в течение года по непонятным причинам не хватает средств на текущие расходы.

- Это нонсенс, особенно учитывая, что есть бюджет развития. Мы же не планируем капитальный ремонт квартиры, если нам не хватает на оплату коммунальных услуг. За исключением инициатив Главы государства, это просто некачественное планирование бюджета администраторами бюджетных программ, Министерства финансов. И потом из Нацфонда государство вынуждено выделять ресурсы на эти текущие расходы. Раздаем бюджетные средства по 50 млн на разработку ПСД по дорогам для увеличения количества проектов, не думая будут ли они обеспечены финансированием в следующем году, - сказала Наталья Годунова.

Кроме того, глава Счетного комитета отметила, что доходы более чем на треть – 36 %, вновь сформированы за счет средств Национального фонда. Слабо проводится работа по взысканию долгов в рамках процедур банкротства и реабилитации. Погашено менее 1% от суммы кредиторской задолженности, которая составляет на сегодня 2 трлн тенге.

Свои замечания по представленным отчетам Правительства и Счетного комитета озвучили в ходе обсуждения и депутаты Мажилиса. К примеру, на неэффективное планирование бюджета, которое продолжается из года в год, указал в своем выступлении мажилисмен Аманжан Жамалов.

О том, что индикатором социально-экономического развития должны быть реальные доходы населения высказался депутат, глава фракции Народной партии Казахстана Айкын Конуров.

По его мнению, финансово-экономическая модель, заложенная ранее в республиканском бюджете и прогнозе социально-экономического развития ущербна, так как ориентироваться на благоприятную ситуацию на внешних рынках сырья очень рискованно.

Руководитель фракции партии «Ак жол» Азат Перуашев подчеркнул, что Правительство впервые представило расширенный документ, включающий показатели квазигосударственного сектора. Это важный шаг к открытому бюджету, заслуживающий уважения, считает депутат. Однако есть и негативные моменты, которые отражены в заключении Счетного комитета.

После обсуждения на пленарном заседании Мажилис направил бюджетный отчет в Сенат Парламента.