По словам главы МИИР наиболее подготовленной для обслуживания пассажиров с ограниченными возможностями является инфраструктура в сфере гражданской авиации.

«На основе анализа обращений нами проведена работа по упрощению процедур перевозки лиц с инвалидностью. На постоянной основе ведется работа по совершенствованию действующих НПА, «Авиационной администрацией Казахстана» ведется непрерывный надзор за соблюдением стандартов перевозки пассажиров с ограниченными возможностями», – отметил министр.

В сфере железнодорожного транспорта до конца этого года планируется полностью устранить дефицит специализированных вагонов. На сегодняшний день во всех поездах имеются коляски, оказывается помощь при посадке/высадке, работники поездных бригад обучены и имеют опыт обслуживания маломобильных групп населения и лиц с ментальными расстройствами.

Также созданы условия для онлайн-покупки льготных билетов на пассажирские поезда. С начала года продано порядка 200 тыс. льготных билетов. Кроме этого, МИИР ведется работа по интеграции действующей системы продажи билетов с базой данных Минтруда и соцзащиты населения.

«Сейчас в стране 136 вокзалов соответствуют требованиям по обслуживанию лиц с инвалидностью. Не соответствует им только  вокзал, находящийся на балансе акимата г.Шымкент. В этой связи ведется работа по передаче объекта в доверительное управление – на конкурсной основе, без права выкупа и с обязательством по проведению реконструкции за счет победителя», – сказал К.Ускенбаев. 

32 из 38 автовокзалов и 97 автостанций из 113 также отвечают требованиям доступности для инвалидов. На регулярных городских автобусных маршрутах задействовано 10 770 автобусов, из которых для перевозки лиц с инвалидностью приспособлено порядка 3 204-х (30%). Кроме этого, в регионах страны работают 119 служб инватакси с общим автопарком в 375 единиц.

Говоря об автотранспортной сфере, К.Ускенбаев добавил, что 27 июня текущего года принят закон, который требует, чтобы все новые автобусы, приобретаемые для регулярных городских маршрутов в столице и городах республиканского и областного значения, были приспособлены для перевозки маломобильных групп населения. Данное требование вводится с 2023 года.

В соответствии с основными принципами Конвенции о правах инвалидов Министерством индустрии и инфраструктурного развития РК также внесены поправки в действующее законодательство в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

«Сегодня действующая нормативная база содержит все необходимые требования для создания благоприятной среды для лиц с инвалидностьюВ частности, для обеспечения доступа нормативно установлены: обязательное требование по доступности для лиц с инвалидностью в архитектурно-планировочном задании и задании на проектирование, разработка ПСД с учетом доступности, отправка проекта на доработку при отсутствии условий для инвалидов на стадии экспертизы, контроль со стороны авторского и технадзора по обеспечению безбарьерной среды в ходе строительства, обеспечение безбарьерной среды при благоустройстве», – подчеркнул глава МИИР.

Кроме этого, в профильном законодательстве исключена необходимость согласования с соседями перепланировки квартиры для создания условий доступности, появилась норма о введении отдельного раздела в ПСД по доступности для лиц с инвалидностью, а также предусмотрены участие органов соцзащиты при приемке объектов и обязанность по обеспечению не менее 5% квартир для инвалидов при планировании и строительстве жилых домов за счёт бюджета.