Для того, чтобы получить лицензию, детским садам необходимо соответствовать минимальным квалификационным требованиям. Речь идет о качестве создаваемых условий, подборе кадров, установке видеокамер, соответствии санитарным и противопожарным нормам и т.д.

«На сегодня при открытии дошкольных организаций отсутствуют единые требования. Никто не проверяет, какие условия создаются при открытии детского сада, кого принимают на работу, какова материально-техническая оснащенность. Некоторые частные детсады и вовсе не подают уведомлений об открытии.

Лицензирование детских садов было приостановлено в 2011 году. Тогда это позволило увеличить охват детей дошкольным образованием. Сегодня мы достигли почти 100%-го охвата. В стране функционируют около 11 тысяч дошкольных организаций, из них более 5 тысяч частные. Теперь во главу угла мы ставим вопрос качества. Никто не преследует цель сократить число детсадов. В министерство поступают жалобы и обращения со стороны родителей. Если работа детского сада в порядке – он без проблем получит лицензию. Если есть несоответствия – их нужно устранять. Вот и все.

Министерство введёт поэтапное лицензирование с 2024 года. Уверена, что добросовестным предпринимателям, у которых работа детсадов является качественной, а их подавляющее большинство, нечего бояться. Отмечу особо, что нормально функционирующие сады не боятся лицензирования. Процедура будет полностью автоматизирована и действовать на постоянной основе», – рассказала председатель Комитета по обеспечению качества в сфере образования и науки Гульзат Кобенова.

Отметим, что на первом этапе лицензироваться будут открываемые дошкольные организации. Это около 200 детских садов в год.

На следующем этапе – действующие дошкольные организации, которые не прошли повторную государственную аттестацию (10-15 садиков в год).

Затем все остальные действующие детские сады в зависимости от степени оценки рисков.

Отметим, что лицензирование детских садов действует во многих странах. Среди них Германия, Австралия, Канада, Южная Корея, Малайзия, Сингапур, Россия и др.

При этом в Германии, в Австралии и Канаде лицензия может быть отозвана, если благополучие детей находится под угрозой, или работа организации не соответствует стандартам качества.

Кстати, и сами частные предприниматели и ассоциации частных организаций образования, для которых в приоритете интересы детей, также выступают за лицензирование детских садов. Предприниматель Динара Кудайкулова отмечает, что сейчас деятельность детских садов никак не регулируется.

«93% всех детских садов получают госзаказ (государственное финансирование). Я как владелец детского сада сейчас могу сказать, что  никто не знает, обучаем ли мы детей, как обучаем, как кормим. Родители просто нам верят, но контроля нет. К этому за 10 лет все привыкли, но мы видим последствия. Никто не хочет сейчас этого контроля. Даже я. Но давайте включим здравый смысл. Так, я мама троих детей, сегодня я занимаюсь детским садом, завтра, может быть, не буду. И в какие детсады будут ходить мои внуки, если мы не начнем думать о будущем следующих поколений?

Что касается ваучера. Почему учредители детских садов считают родителей такими глупыми? С чего некоторые решили, что родители не смогут самостоятельно произвести оплату, почему они не хотят отдать им деньги? Неужели учредители детских садов думают, что родители не смогут воспользоваться ваучерной системой? Мы берем кредиты, платим за коммунальные услуги, штрафы и т.д. Это прозрачность распределения средств», – заявила председатель Республиканской ассоциации организаций дошкольного и среднего образования «Адилет» Динара Кудайкулова.