Участие в мероприятии приняли глава ведомства Ажар Гиният, вице-министры здравоохранения и руководители департаментов МЗ РК, представители АСПИР, Министерства национальной экономики и финансов, подведомственных организаций.

На заседании были рассмотрены вопросы модернизации сельского здравоохранения, охраны материнства и детства, централизации закупа медтехники и работы информсистем.

По вопросу разработке пилотного проекта «Модернизация сельского здравоохранение», целью которого является сокращение дисбалансов между городским и сельским здравоохранением, с докладом выступил вице-министр здравоохранения РК Жандос Буркитбаев.

Он информировал о том, что в рамках проекта все сельские населенные пункты будут обеспечены медицинской инфраструктурой путем строительства недостающих организаций первичной медико-санитарной помощи, а именно медпунктов, фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий.

Кроме того, будет произведена организация современных многопрофильных центральных межрайонных больниц (МЦРБ), имеющих в своем составе инсультные центры, отделения кардиологии, реанимации, реабилитации и оснащенные современным медицинским оборудованием (КТ, МРТ, УЗИ, ИВЛ и т.п.).

Так, МЗ РК совместно с акиматами определена потребность в строительстве объектов ПМСП, которая на сегодня составляет 655 объектов ПМСП, из них 228 строительство новых объектов и 427 - строительство взамен действующих объектов.

Также будет организовано 32 многопрофильных центральных районных больниц - модернизация 12 действующих и организация 20 новых.

«Организация МЦРБ предусматривает мероприятия по открытию инсультного и кардиологического центров, отделений медреабилитации, травматологии, хирургии, реанимации и интенсивной терапии, приемный покой с триаж системой, а также оснащение современным медицинским оборудованием и проведение капитальных ремонтов», - сообщил Ж. Буркитбаев.

В свою очередь вице-министр здравоохранения РК Вячеслав Дудник представил проект Концепции по охране здоровья матери и ребенка в Республике Казахстан на 2023-2025гг.

«Концепция по охране здоровья матери и ребенка в Республике Казахстан позволит структурировать проблемные вопросы службы родовспоможения и детства, сформировать консолидированный подход и разработать эффективные методы их решения», - отметил он.

Предварительный Проект Концепции включает в себя 10 глав: актуальность; анализ текущей ситуации; основные проблемы службы охраны материнства и детства; международный опыт; стратегия развития службы материнства и детства; приоритетные области вмешательства на этапах жизненного цикла человека; кадровые ресурсы, инфраструктура, медицинские оборудования; ожидаемые результаты; бенефициары; мониторинг, основные индикаторы и оценка.

Третьим вопросом на заседании было рассмотрено проведение и исполнение мероприятий по централизации закупа медицинской техники. Доклад представила управляющий директор АО «СК-Фармация» Нуржан Кансултан.

Она сообщила, что проведена работа по подготовке нормативно-правовой базы, разработке модуля подачи заявок на централизованный закуп медтехники заказчиками на портале Единой фармацевтической информационной системы, проведено обучение специалистов управлений здравоохранения регионов.

В настоящее время Единым дистрибьютором проводится работа по приему заявок на централизованный закуп медицинской техники. Так, на сегодняшний день подлежит закупу 180 единиц медицинской техники стоимостью свыше 20 млн тенге за единицу, из них поданы заявки от заявителей на 159 единицы медицинской техники.

Касательно интеграции и улучшения инфраструктуры медицинских информсистем выступил вице-министр здравоохранения РК Бейбут Есенбаев.

Он информировал о расширении единого хранилища результатов лабораторных исследований, онлайн мониторинге индикаторов, создании модуля «Медицинские отводы».

«Реализация сервиса обмена клиническими данными между медицинскими организациями даст оперативный доступ к результатам клинических обследований и возможность исключения бумажных носителей. Данное решение снимет вопрос передачи клинических данных между разными медицинскими информационными системами», - отметил вице-министр.

На данный момент запуск единого классификатора лекарственных средств и медицинских изделий находится на стадии завершения.

«В настоящее время сформирована база данных вакцинированных против КВИ. В текущем году запланированы работы по расширению в части включения других видов вакцинации. После реализации данного функционала появится возможность мониторинга вакцинированного населения от всех заболеваний, в том числе учет распределения вакцин», - сообщил Б.Есенбаев.

Также будет проработан новый раздел «Егов.Здоровье», который будет содержать в себе расширенную информацию для населения по статусу донорства, электронным рецептам, медотводам, учету беременных и диспансеризации, госпитализации, результатам лабораторных исследований и больничным листам.

«Вся информация касательно здравоохранения будет консолидирована в одном разделе и доступна населению. Гражданин будет иметь быстрый доступ к своим медицинским данным, что обеспечит прозрачность оказания медицинской помощи», - подчеркнул.

О текущей ситуации в системе социального медицинского страхования и достигнутых результатах за счет средств ОСМС рассказал глава Фонда медицинского страхования Айдын Ашуев.

«Так, при росте объема финансирования в более чем в 2 раза расходы на 1 жителя увеличились с 56 до 116 тысяч тенге, соответственно, отмечается снижение карманных расходов населения на 6,2%. Дополнительные финансовые средства направлены на развитие направлений, ранее испытывавших дефицит финансирования. К примеру, объем финансирования высоко-технологичных медуслуг увеличен в 3 раза, медреабилитации и консультативно-диагностической помощи в 11 раз», - отметил председатель  правления ФСМС.

При этом для оказания медпомощи значительно увеличилось количество поставщиков медуслуг, в том числе доля медицинских организаций частной формы собственности увеличилась с 27% до 51%.

В части исполнения стратегических задач, А.Ашуев отметил, что из 7  определенных стратегических индикаторов фондом не достигается показатель только по уровню охвата населения системой ОСМС. В части охвата незастрахованного населения, предлагается обеспечить взаимодействие местных исполнительных органов с заинтересованными госорганами. Вместе с тем, глава Фонда медстрахования поднял вопрос необходимости  консолидации финансовых потоков ГОБМП и ОСМС в целях заключения с поставщиками единых договоров и усиления роли стратегического закупщика.

«Так, на сегодняшний день наличие двух договоров приводит к вовлечению медработников к процессу администрирования пакетов, и отвлекает их от основной деятельности, что приводит к снижению качества оказания медуслуг. Также данный процесс показал высокую сложность и трудозатратность, что приводит к системным ошибкам при определении пакета в платежных документах», - резюмировал А.Ашуев.