Ежегодно регистрируется больше 5,6 тыс. жалоб на качество медицинской помощи, за первое полугодие – поступило 2,8 тыс. таких обращений. При этом в более чем 30% случаях эти факты подтверждаются. К сожалению, ситуация не меняется к лучшему. В ряде регионов допускаются факты недобросовестного отношения медработников к выполнению функциональных обязанностей и слабая работа руководителей медицинских организаций по менеджменту», - отметила в своем выступлении глава Минздрава.
Министр обратила внимание, что нарушения правил, стандартов оказания медицинской помощи принимают массовый характер. За 6 месяцев текущего года их зарегистрировано более 500, также Комитетом медфармконтроля выявлено более 1600 фактов необоснованного отклонения от клинических протоколов, приводящих зачастую к неблагоприятным исходам.
«Проверка случаев материнской смертности также подтверждает несоблюдение стандартов, на что указывает структура материнской смертности: 73% – это управляемые причины и 27 % случаев приходится на тяжелые соматические заболевания», - подчеркнула А.Гиният.
В рейтинге неблагополучных регионов по материнской смертности министр привела Карагандинскую, Паловдарскую, Западно-Казахстанскую, Кызылординскую, Восточно-Казахстанскую области и город Алматы.
Она назвала «вопиющим фактом» 3 случая материнской смертности, допущенных в Научном центре акушерства, гинекологии и перинатологии. Во всех случаях эксперты указали на позднюю диагностику, неправильные оценку рисков и тактику лечения, приведших к необратимым изменениям в жизненно важных органах и системах и в итоге к летальным исходам, отметила министр. Руководитель центра НЦАГП освобождена от занимаемой должности.
Такие же факты резонансных случаев происходили в Жамбылской, Кызылординской, Туркестанской областях, когда недооценка состояния больных на амбулаторном и стационарном уровнях, отсутствие преемственности между МО, привела к летальному исходу, добавила Ажар Гиният.
«Коллеги, подобные вопиющие факты перечеркивают работу всего региона и накладывает негативный отпечаток на систему здравоохранения», - подчеркнула глава ведомства.
Таким образом, как отметила министр, по результатам ранжирования регионов по обоснованным жалобам, поступившим в Комитет, определены 6 самых неблагополучных регионов. Это Павлодарская область (Городская больница №1, Экибастузская горбольница, Поликлиника №3 г.Павлодар), где 59% жалоб от числа поступивших нашли свое подтверждение, Алматинская (Илийская, Талгарская, ЦРБ, Карасайская ММБ) - 56,3%, Жамбылская (Байзакская, Жамбылская ЦРБ, Городская поликлиника№5, №8, Городская поликлиника г.Шу )– 51%, Кызылординская (Многопрофильная городская больница, Шиелийская и Жанакорганская межрайонные больницы, Городская поликлиника№3) – 44,4%, г. Алматы (городская больница №4) - 35,7%, Мангистауская область ( Бейнеуская ЦРБ)– 31,3%.
Единый контактный центр 1406 Фонда медицинского страхования за первое полугодие принял более 400 тыс. обращений от населения по вопросам здравоохранения. При этом, число жалоб на медуслуги в рамках пакетов ГОБМП и ОСМС выросло в 1,7 раза – с 6,5 тыс. до 11,1 тыс. Так, в Фонд социального медстрахования за 1-е полугодие 2022 года обратилось более 11 тыс.человек с жалобами на низкое качество медуслуг, отказ в предоставлении медицинских услуг, в лекарственном обеспечении. Это говорит о том, что растет недовольство населения качеством медицинских услуг, вызывая справедливые нарекания.
Приводя аналитические данные, министр назвала ряд неблагополучных регионов, где наибольшее число жалоб на качество услуг: г. Алматы, Нур-Султан, Карагандинская, Алматинская и Восточно-Казахстанская области.
Структура жалоб по причинам выявляет проблемы в обеспечении доступности оказания медицинской помощи – доля этих жалоб составила 26% (2021 г. – 20,6%). Жалобы на качество медицинской помощи составили 23,2% (2021 г. – 38%), длительное ожидание медпопощи – 8,5% (2021 г. – 8,4%).
Несмотря на ежегодное увеличение бюджета, по части лекарственного обеспечения, по словам министра, также выявляются различные факты нарушений.
Так, в 2021 году Комитет выявил 28 таких фактов, 72 ответственных лиц привлечены к административной ответственности в виде штрафов на сумму более 10 млн тг.
В первом полугодии 2022 года установлено 17 аналогичных нарушении лекарственного обеспечения и наложен штраф на сумму более 2,3 млн тг.
«В 80% жалоб причиной является слабая коммуникация медработников, руководства медицинских организаций. Работа служб поддержки пациента должным образом не контролируется ни руководством медицинских организаций, так и управлениями здравоохранения», - сказала глава Минздрава.
Армия из числа более 600 работников служб поддержки пациентов и внутренней экспертизы призвана решать все вопросы пациентов по принципу «здесь и сейчас». Однако, число жалоб на медработников не уменьшается, и в 90% случаев жалобы адресуются в вышестоящие инстанции, что необходимо оценивать как сигнал о недоверии населения к службам поддержки пациентов и руководителям медорганизаций и управлений здравоохранения, добавила А.Гиният.
Министр высказала критику, в первую очередь, в адрес руководителей медицинских организаций, не заинтересованных в использовании эффективных механизмов управления качеством медицинской помощи.
На низком уровне поставлена в регионах работа по аккредитации медорганизаций, всего 47% поставщиков ГОБМП/ОСМС аккредитованы (401 из 847), меньше всего аккредитованных клиник в Костанайской, СКО, Алматинской, Мангистауской, ВКО и г.Шымкент – от 17 до 30%.
Министр обратила внимание на часто выявляемые факты безлицензионной деятельности, отсутствия сертификатов специалиста.
Только за 1 полугодие текущего года в регионах выявлено 706 фактов безлицензионной деятельности - 536 фактов в 42-х ПМСП и 170 фактов в 32-х стационарах. Больше всего выявлено в Акмолинской, Карагандинской, Костанайской и Жамбылской областях, г. Шымкент, г. Алматы.
Резюмируя свое выступление, министр обратилась к представителям местных исполнительных органов с призывом обратить внимание на решение ряда острейших вопросов, как кадровое обеспечение, оснащённость медицинской техникой, тиражирование лучших практик ПМСП, завершение процессов цифровизации и интеграции информсистем.
В завершение Ажар Гиният указала на недостаточную работу регионов по обеспечению качества и доступности медицинской помощи и дала ряд поручений.
Руководителям Управлений здравоохранений было рекомендовано проводить регулярно отчетные встречи совместно с руководителями медицинских организаций перед населением с информированием о решении проблемных вопросов, совершенствовать службу поддержки пациентов с ревизией кадрового состава, переориентировать их работу на снижение жалоб и обеспечить обратную связь с населением, провести аттестацию первых руководителей МО и по итогам аттестации принять соответствующие меры.
На заседании коллегии также выступили вице-министры здравоохранения и руководители подведомственных структур о ходе реализации поручений Главы государства по таким направлениям, как совершенствование службы родовспоможения и детства, улучшение уровня сельского здравоохранения, построения цифрового здравоохранения eHealth и повышения эффективности реализации системы ОСМС.