Министр национальной экономики Алибек Куантыров доложил о разработанном Прогнозе и проектах законов: проект Прогноза социально-экономического развития страны на  2023 – 2027 годы и два проекта Закона Республики Казахстан:  «О гарантированном трансферте из Национального фонда Республики Казахстан на 2023 – 2025 годы»; «Об объемах трансфертов общего характера между республиканским и областными бюджетами, бюджетами городов республиканского значения, столицы на  2023 – 2025 годы».

Как сообщил А. Куантыров, прогноз сформирован с учетом итоговых данных по росту экономики в 2021 году, ожиданий международных финансовых организаций по росту мировой экономики и ценам на экспортные товары.

Так, согласно консенсус-прогнозу МФО мировая цена на нефть в 2022 году ожидается на уровне $104,2  за баррель. Рост мировой экономики в 2023 году составит 3%. 

В зависимости от изменений внешних и внутренних параметров разработаны три сценария развития экономики Казахстана на 2023 – 2027 годы (базовый, оптимистический и пессимистический).

«При базовом сценарии предлагается использовать среднюю цену на нефть на уровне 85 $/баррель и расчетный курс доллара США на уровне 470 тенге. Среднегодовой реальный рост ВВП по данному сценарию составит 3,9%, в том числе в 2023 году – 4%. При оптимистическом сценарии предполагаемая цена на нефть определена на уровне 110 $/баррель, курс доллара США – 440 тенге. Среднегодовой рост экономики прогнозируется на уровне 4,2%. Пессимистический сценарий предусматривает цену на нефть 60 $/баррель и ослабление курса до 500 тенге за доллар США. Прогнозируемый реальный рост ВВП составит в  среднем 3,5%», — пояснил министр нацэкономики.

Инфляция во всех сценариях определена в 2023 году на уровне 7,5-9,5%, в 2024 году – на уровне 4-5% с последующим снижением в 2025-2027 годы до 3-4%.

По словам министра, в качестве основы для бюджетного планирования предлагается использовать базовый сценарий.  Согласно данному сценарию реальный рост ВВП ускорится с 4% в 2023 году до 4,2% в 2027 году. Номинальный ВВП вырастет с 120,7 трлн тг до 177 трлн тг. Ожидается положительный рост во всех базовых отраслях экономики.

Так, среднегодовые темпы роста в промышленности составят 3,1%, в том числе в обрабатывающей промышленности – 3,5%, в горнодобывающей промышленности – 2,9%. Среднегодовой прирост объема валовой продукции сельского хозяйства составит 3,9%. Прогнозируемый рост строительной отрасли в среднем составит 3,8%, торговли – 5,7%.

«Добыча нефти в 2023 году составит 92,6 млн тонн с увеличением в 2027 году до 100 млн тонн. По прогнозам Национального Банка, экспорт увеличится с $81 млрд до $84,6 млрд, импорт – с $45,7 млрд до $53,5 млрд», — сообщил министр нацэкономики.  

Основным лейтмотивом при формировании параметров республиканского бюджета и Национального фонда на следующую трехлетку стала реализация поставленных Главой государств задач по обеспечению концепции бережливой и ответственной бюджетной политики.

Так, параметры республиканского бюджета на 2023 – 2025 годы определены с учетом ориентации бюджетной политики на генерирование новых источников пополнения его доходной базы и концентрацию бюджетных расходов на приоритетных направлениях социально-экономического развития.

Доходы республиканского бюджета (без учета трансфертов) в 2023 году, по прогнозам, составят 13,9 трлн тг или на уровне 11,5% к ВВП, с ростом от уточненного плана текущего года на 36,4%. В плановом периоде ожидается их рост к 2025 году до 16,2 трлн тг, или на 17,2%.  

«Дополнительные поступления в республиканский бюджет обеспечиваются за счет принимаемых мер Правительством по расширению доходной базы и улучшению налогового администрирования, а также снижению доли теневой экономики», — отметил А. Куантыров.  

Объемы гарантированного трансферта из Нацфонда ограничены новым бюджетным правилом, по прогнозам они не будут превышать объем поступающих в Нацфонд прямых налогов от организаций нефтяного сектора. 

На реализацию мероприятий Плана антикризисных мер Правительства на 2022 год и социально значимых проектов национального масштаба по решению Главы государства, планируется привлечение целевого трансферта из Нацфонда в объеме 1 трлн тг в 2023 году и 400 млрд тг в 2024 году.

«Расходы республиканского бюджета прогнозируются с постепенным увеличением с 21 трлн тг в 2023 году до 22,7 трлн тг в 2025 году.  По отношению к ВВП прогнозируется их снижение с 17,4% в 2023 году до 16,2-15,5% в 2024-2025 годах.  В целом, применение контрцикличного бюджетного правила обеспечит стабилизацию темпа роста расходов республиканского бюджета в плановом периоде на уровне 16,4% к ВВП. Дефицит бюджета в 2023 году предлагается определить на уровне 2,7% к ВВП со снижением в 2024-2025 годах до 2,6 и 2,5% к ВВП, соответственно. Уровень ненефтяного дефицита прогнозируется со снижением с 6,8% к ВВП в 2023 году до 5,3% к ВВП в 2025 году, что соответствует значению Национального плана развития», — проинформировал А. Куантыров.        

Проект Закона «О гарантированном трансферте из Национального фонда Республики Казахстан на 2023 – 2025 годы» разработан с учетом новых требований Бюджетного кодекса. Размеры гарантированного трансферта из Нацфонда определены с учетом цены отсечения на нефть согласно бюджетным правилам. 

Так, законопроектом установлена цена отсечения на нефть на уровне $48,9 за баррель в 2023 году, $42,2 – 40,3 за баррель в 2024-2025 годах.

С учетом этого, размер гарантированного трансферта в республиканский бюджет определен в объеме 2,2 трлн тг в 2023 году, 2 трлн тг в 2024 году, 1,9 трлн тг в 2025 году. 

«Применение правил в плановом периоде способствует восстановлению валютных активов Нацфонда в 2023 году до $66,7 млрд, с дальнейшим ростом до $78,8 – 93,2 млрд в 2024 – 2025 годах. По нашим прогнозам, установление верхнего предела на изъятия из Нацфонда и темпы роста расходов в среднесрочном периоде позволят повысить фискальную дисциплину и усилить сберегательную функцию Нацфонда», — сказал министр нацэкономики.  

В связи с завершением в текущем году действия закона о трансфертах общего характера на 2020 – 2022 годы разработан проект Закона «Об объемах трансфертов общего характера между республиканским и областными бюджетами, бюджетами городов республиканского значения, столицы на 2023 – 2025 годы», предусматривающий утверждение объемов субвенций и изъятий на следующий трехлетний период. 

Объемы трансфертов общего характера рассчитаны с учетом новых подходов по расширению финансовой самостоятельности регионов и выравниванию доступности социальных благ и государственных услуг, а также по постепенному сокращению объемов трансфертов между центром и регионами. 

С учетом этого определены три региона-донора – Атырауская область, города Нур-Султан и Алматы, по которым бюджетные изъятия определены в следующих объемах: в 2023 году – 487 млрд тг, в 2024 году – 536 млрд тг, в 2025 году – 577 млрд тг. 

Как отметил глава Министерства нацэкономики, по остальным 17-ти регионам объемы бюджетных субвенций составили в 2023 году – 4,9 трлн тг, в 2024 году – 5,2 трлн тг, в 2025 году – 5,7 трлн тг. 

Объемы трансфертов общего характера учтены в параметрах республиканского бюджета. 

«Прогнозные параметры бюджета и Нацфонда сбалансированы и направлены на восстановление и стабилизацию социально-экономических показателей для обеспечения поступательного устойчивого роста экономики», — добавил А. Куантыров.   

Заместитель Премьер-Министра – министр финансов Ерулан Жамаубаев доложил о проекте Закона «О республиканском бюджете на 2023 – 2025 годы». Законопроект разработан в соответствии с Бюджетным кодексом на основании Прогноза социально-экономического развития страны до 2027 года.

Поступления на 2023 год прогнозируются на уровне 17,8 трлн тг.

В следующем году гарантированный трансферт из Национального фонда будет привлечен со снижением в 1,8 раза до 2,2 трлн тг по сравнению с текущим годом.

«Дефицит бюджета в 2023 году прогнозируется на уровне 2,7% к ВВП со снижением к 2025 году до 2,5% к ВВП. Расходы бюджета на 2023 год с учетом доходов и дефицита планируются с увеличением на 2,2 трлн тг по отношению к 2022 году и составят 21 трлн тг», — сообщил Е. Жамаубаев.  

Параметры бюджета соответствуют установленным бюджетным законодательством правилам по гарантированному трансферту, темпу роста расходов и дефициту бюджета.

В текущем году разработка проекта республиканского бюджета на 2023-2025 годы совпадает с формированием трансфертов общего характера. В базу местных бюджетов переданы все целевые текущие трансферты, в частности в 2023 году – 2,8 трлн тг, в 2024 году – 3,2 трлн тг, в 2025 году – 3,6 трлн тг.

Если рассматривать структуру расходов бюджета, то основная доля приходится на социальную сферу.

«В 2023 году на социальную сферу запланировано 8 трлн тг. Средства будут направлены на выплату пенсий и пособий, развитие системы образования, здравоохранения, культуры и спорта, стимулирование молодежи», — отметил министр финансов.  

На поддержку развития реального сектора экономики на 2023 год предусмотрено 2,1 трлн  тг.

Приоритетами данного направления являются:

  • развитие обрабатывающей промышленности;
  • реализация продолжающихся инфраструктурных проектов в регионах;
  • развитие и поддержка предпринимательства, малого и среднего бизнеса;
  • развитие транспортной и газотранспортной системы.

В свою очередь заместитель председателя Национального банка Акылжан Баймагамбетов проинформировал, что Нацбанк принял участие в разработке макроэкономических прогнозов развития страны на 2023-2027 годы. 

«Инфляция, по нашим прогнозам, к концу 2023 года замедлится с текущих уровней до 7,5-9,5% на фоне принимаемых решений по базовой ставке, планируемого к реализации контрциклического бюджетного правила, постепенного снижения внешнего инфляционного давления и ухода из расчетов высокой базы текущего года. Отмечу, что в настоящее время проводится очередной прогнозный раунд в Нацбанке, результаты которого будут объявлены 5 сентября т.г. При отсутствии новых шоков в среднесрочном периоде инфляция будет приближаться к целевому коридору к концу 2024 года», — пояснил А. Баймагамбетов.  

Текущий счет платежного баланса сложится в 2022 году с профицитом на фоне высоких цен на экспортируемое сырье на уровне $7,2 млрд с дальнейшим сокращением до $6,2 млрд в 2023 году.

Экспорт товаров по методологии платежного баланса в 2023 году снизится незначительно на 0,9% до $80,9 млрд ввиду закладываемой Правительством сценарной корректировки высоких цен на сырье.

По словам заместителя главы Нацбанка, импорт товаров будет оставаться на высоких уровнях и составит $45,7 млрд. Нарастающий спрос на зарубежную продукцию будет связан с недостаточностью казахстанского производства для покрытия потребностей населения и бизнеса, а также большими объемами фискальных расходов.

«Профицит текущего счета является неустойчивым, поскольку обеспечивается лишь ростом цен на сырье при сохранении экспорта готовых товаров на низком уровне. Достижение устойчивости платежного баланса к внешним шокам требует повышения эффективности работ Правительства по реализации целей, направленных на наращивание несырьевого экспорта и насыщение потребительских рынков отечественными товарами», — резюмировал А. Баймагамбетов.