Министр внутренних дел Марат Ахметжанов сообщил, что с начала года в стране отмечается рост всех показателей аварийности: увеличилось количество ДТП (9 429), погибших (1 478) и раненых (12 394). При этом анализ показывает, что на «самоучек», не прошедших обучение в автошколах, приходится 50% ДТП со смертельным исходом.
Высокий уровень дорожной опасности сохраняется в Алматы, Алматинской, Жамбылской и Туркестанской областях. На эти регионы приходится 56% всех ДТП по Казахстану, 55% травмированных и 41% погибших. В целом же за отчетный период полицией пресечено порядка 4,5 млн нарушений Правил дорожного движения, задержано свыше 17,5 тыс. нетрезвых водителей, 20 тыс. водителей были лишены права управления.
Министр отметил, что после снижения требований к открытию центров техосмотра распространилась практика выдачи фиктивных талонов о его прохождении. Так, 106 тыс. водителей были привлечены к ответственности за управление транспортом, не отвечающим требованиям техрегламентов, еще 80 тыс. водителей – оштрафованы за непрохождение техосмотра в целом.
По словам докладчика, в ряде регионов ведется слабая работа по установке дорожных ограждений и освещения, строительству подземных и надземных пешеходных переходов, что существенно влияет на показатели аварийности. Кроме того, в масштабах страны недостаточно автоматических камер фиксации нарушений ПДД.
С докладами также выступили акимы Жамбылской области Нуржан Нуржигитов, Туркестанской – Дархан Сатыбалды и заместитель акима Алматинской области Нуржан Кудайбергенов.
Премьер-Министр отметил, что, в мировом рейтинге дорожной безопасности Казахстан находится на 107 месте: вероятность погибнуть в результате ДТП в 11 раз выше, чем в развитых странах.
«В целом у нас отмечается рост по всем показателям: за 8 месяцев на дорогах выросло количество аварий на 14%, число погибших – на 18%. В среднем за сутки на наших дорогах погибают 5-6 человек. Это очень серьезная ситуация, которую надо исправлять», — сказал Алихан Смаилов.
Он подчеркнул, что в стране отмечается низкий уровень культуры вождения среди водителей. Установлено около 71 тыс. злостных нарушителей Правил дорожного движения. Некоторые из них в этом году допустили до 150 нарушений.
«Безусловно, к таким водителям надо применять жесткие меры наказания», – подчеркнул Алихан Смаилов.
Премьер-Министр также обратил внимание на качество подготовки водителей. По его мнению, необходимо изменить подходы к деятельности автошкол, так как сегодня их никто не контролирует и не лицензирует.
«Нет достаточной сети автодромов, где можно получать первые навыки вождения. Акиматам надо рассмотреть этот вопрос совместно с бизнесом», — сказал он.
Алихан Смаилов добавил, что в общеобразовательных школах не возобновлено обучение детей Правилам дорожного движения. Есть серьезные вопросы и к качеству проведения техосмотра автомашин.
Еще одной из причин аварийности, по словам Премьер-Министра, является ненадлежащая дорожная инфраструктура.
«Казахстанцы постоянно жалуются на качество дорог. Например, 26 сентября в Актобе жители перекрыли объездную дорогу. Их недовольство понятно: на том участке нет освещения, пешеходных переходов, элементов безопасности. Все это приводило к многочисленным авариям», — отметил Алихан Смаилов.
В целом, по мнению Премьер-Министра, в сфере безопасности дорожного движения не в полной мере используются видеокамеры и другие технические средства контроля. Так, на автодорогах республиканского значения системы видеонаблюдения имеются только в Акмолинской области.
«Наша главная задача – выработать комплексные решения по дорожной безопасности, снижению аварийности и смертности», — подчеркнул Алихан Смаилов.
В этой связи он поручил провести детальный анализ роста аварийности, усилить надзор за дорожным движением на наиболее опасных участках, принять дополнительные меры по созданию безопасной дорожной инфраструктуры, а также расширить сети камер фиксации нарушений.
Кроме того, Министерству индустрии поручено выработать механизм эффективного контроля за качеством проведения техосмотра и состоянием дорог, а министерствам юстиции и внутренних дел – рассмотреть вопрос ответственности автошкол за некачественную подготовку водителей.