Этой теме посвящен Правительственный час, в котором приняли участие представители центральных и местных государственных органов, НПП «Атамекен», руководители национальных компаний «Қазақстан темір жолы», «ҚазАвтоЖол», а также представители Национального центра качества дорожных активов, Казахстанского дорожного научно-исследовательского института и Ассоциации автодорожников Казахстана.

По словам Заместителя Председателя Мажилиса Павла Казанцева, поднятая на Правчасе тема является одной из самых чувствительных.

- Качество автомобильных дорог без преувеличения волнует каждого жителя страны. Дороги являются артериями экономики, важнейшим условием развития регионов и значительно влияют на качество жизни. Согласно поручению Президента, до 2025 года необходимо отремонтировать и привести в порядок 95% дорог, - заявил, вице-спикер Мажилиса, отметив, что есть как объективные, так и субъективные причины неудовлетворительного качества автодорог.

О положении дел в автодорожной отрасли Казахстана депутатов проинформировал Министр индустрии и инфраструктурного развития Каирбек Ускенбаев. По словам Министра, из находящихся сегодня в работе проектов движение по 1 тыс. км автодорог планируется открыть до конца года, работу по еще 3 тыс. км министерство обещает завершить до конца 2023 года.

В своем выступлении Каирбек Ускенбаев отметил, что в рамках исполнения поручения Главы государства министерство ведет работу по реформированию автодорожной отрасли.

- В дальнейшем при реализации автодорожных проектов будет применяться принцип «от количества к качеству». В целях повышения качества мы подготовили пакет поправок в действующее законодательство, - отметил глава МИИР.

Несогласие с некоторыми данными ведомства выразил в своем содокладе Председатель Комитета по экономической реформе и региональному развитию Альберт Рау.

- Как отметил Глава государства, состояние республиканских и местных дорог в стране вызывает справедливые нарекания граждан, - заявил он.

Говоря о развитии дорог республиканского значения, Альберт Рау отметил, что на сегодня общая потребность в строительстве, реконструкции и ремонте всей протяженности республиканских автодорог составляет 12 тысяч км.

- А это почти 50% дорог республиканского значения. Хотя, по информации МИИР, 90% автодорог уже имеют нормативное, то есть удовлетворительное состояние, - отметил депутат.

Вместе с тем, в Национальном проекте «Сильные регионы – драйвер развития страны» декларируется доведение доли автомобильных дорог республиканского значения в хорошем и удовлетворительном состоянии до конца 2025 года до 100%. Депутат сомневается в реальности и достоверности достижения данных целей, так как реализация порядка 18 из 40, предусмотренных Национальным проектом, или 45 процентов проектов запланированы только с 2025 года.

- Получается, что в течение одного 2025 года предстоит реализовать такие крупные проекты, как, например, реконструкцию автодороги «Кызылорда-Павлодар-Успенка-гр.РФ» участок Караганда-Успенка-гр.РФ, 398 км, строительство автодороги «Шалкар – Бозой – гр. Узбекистана», 242 км, Жезказган-Аркалык – местами просто грейдер, хотя это центральная дорога, соединяющая центр и юг страны, - подчеркнул Альберт Рау.

По словам депутата, к реализации транспортного коридора Центр-Запад Астана- Коргалжын -Торгай- Ыргыз еще даже не приступали, при этом на проектирование затратили 3 млрд тенге.

По его мнению, есть большие сомнения в заложенных параметрах Национального проекта. Это означает, что необходимо пересмотреть и скорректировать либо сроки выполнения мероприятий, либо сам планируемый показатель.

Вместе с тем, глава профильного комитета Мажилиса поддержал заявление министра о переходе на новые формы контрактов, так как перенос сроков приводит к удорожанию проектов. В своем выступлении Альберт Рау обозначил также проблемные вопросы относительно развития дорог местного значения. По данным МИИР, в удовлетворительном состоянии – 80% дорог местного значения.

Однако, проведенный анализ показал, что лишь 18 тыс. км или 26% местных дорог имеют асфальтобетонное покрытие. Вызывает вопрос – 74% местных дорог с покрытием из гравия, щебенки и грунта. Как этот процент считался? - поинтересовался депутат.

В этой связи мажилисмены предлагают пересмотреть критерии оценки качества автодорог в части не отнесения дорог из гравия, щебня и грунта к дорогам, находящимся в удовлетворительном состоянии.

- Согласно рейтинга Всемирного экономического форума Казахстан занимает 93-е место среди 141 стран мира по показателю качества дорог, Кения и Танзания выше нас, - возмутился Альберт Рау.

Среди причин такого положения депутат отметил нехватку битума.

- Дефицит дорожного битума в 2022 году составляет 200 тыс. тонн. И это позор для страны, которая добывает нефть в больших объемах. Правительство должно решить этот вопрос кардинально, – потребовал Касым-Жомарт Токаев в Послании, - напомнил мажилисмен.

Депутат также отметил, что согласно данным Антикоррупционной службы, одной из причин низких показателей является коррупционная составляющая на всех этапах строительства и ремонта автодорог.

- Комитету автомобильных дорог и единому оператору автодорожной отрасли в лице АО «КазАвтоЖол» уже пора решить постоянно поднимаемую из года в год проблему по качеству выполняемых работ и качеству применяемых материалов. А также законодательно закрепить персональную ответственность первых руководителей Комитета автомобильных дорог и АО «КазАвтоЖол» за выявленные нарушения по качеству выполненных работ, - заявил Альберт Рау.

Свои предложения по развитию отрасли внесли и депутаты Мажилиса. Айбек Паяев обратил внимание Министра на то, что сборы за проезд на платных участках автомобильных дорог составили 9,1 млрд тенге, из которых только 45% или 4,1 млрд тенге направлены на ремонт и содержание платных участков, 55% направлено на содержание программно-аппаратного комплекса и другие расходы

- Есть ли в планах министерства увеличить размер реинвестирования сборов за пользование автодороги именно на ремонт и содержание данной эксплуатируемой автодороги и сокращению других дополнительных расходов? – спросил депутат.

По итогам Правительственного часа депутаты дали профильному министерству свои рекомендации на основе всех прозвучавших вопросов и предложений.