Еще одна проблема, над которой работают в ведомстве - низкий уровень применяемых агротехнологий и темпов обновления сельхозтехники. 

«В стране вносится лишь 21% от научно обоснованной потребности в удобрениях. Доля элитных семян составляет 7%. Для сравнения в России в 2 раза больше. А уровень обновления техники составляет 4,5%, при норме в 10%. Как результат – у нас низкая урожайность и высокая себестоимость произведенной продукции. У казахстанского фермера просто нет возможности конкурировать с аграриями соседних стран, когда его урожайность не превышает 9–10 ц/га, а в соседней России получают 20-25 ц/га. Именно это и стало причиной демпинга российского зерна на наших традиционных экспортных рынках, как и на внутреннем рынке, где российская продукция стоит дешевле отечественной даже с учетом расходов на доставку», - отметил спикер.

Четвертая проблема - не в полной мере используется потенциал орошаемого земледелия. Из имеющихся на балансе 2,3 млн га орошаемых земель, используются 1,5 млн га. А с применением водосберегающих технологий всего лишь 312 тыс. га.

Пятая проблема - это низкая продуктивность животноводства. Средние надои, яйценоскость и средняя живая масса КРС в Казахстане значительно ниже, чем в соседней России. К примеру, средний надой на 1 голову КРС в Казахстане составляет 2395 кг, а в России – 5134 кг. В итоге у нашей продукции высокая себестоимость. 

Как отметил Глава государства, наиболее острая проблема для сельского хозяйства – это хроническая недофинансированность отрасли. Это корень многих вышеперечисленных проблем. Из-за дефицита заемных средств фермеры не используют достаточное количество удобрений, средств защиты растений, работают на устаревшей технике, что приводит к низкой эффективности и производительности труда в сельском хозяйстве. Для решения корневой проблемы важно вовремя обеспечить аграриев доступными заемными средствами.

«По поручению Главы государства в текущем году будет проведена большая работа по привлечению финансирования в отрасль.  При чем подразумеваются не только бюджетные средства, но и другие источники, в том числе капитал банков второго уровня. В итоге 1,5 трлн тенге ежегодно должно быть направлено на обеспечение полной потребности в льготном кредитовании весенне-полевых и уборочных работ; 450 млрд тенге – должно быть направлено на льготный лизинг в целях исполнения поручения по обновлению сельхозтехники на уровне 8-10%; 800 млрд тенге – должно быть направлено на финансирование инвестиционных проектов. Источники финансирования на сегодняшний день прорабатываются. Подчеркну, что все эти средства – возвратные, то есть мы работаем над тем, чтобы у фермеров были доступные кредиты», - отметил министр.