«Полагаем, что выявление некачественной продукции обезопасит потребителей, выявит недобросовестных производителей и поддержит добросовестных, создаст стимул для производства и реализации качественной продукции. По итогам 11 месяцев текущего года во всех регионах общественными организациями произведен отбор более 2 тыс. наименований продукции, из которых по 1423 видам, или 71% выявлены нарушения. Основная доля нарушений выявлена в части требований по маркировке – отсутствие информации о товаре, его составе, и на государственном языке», – отметил спикер.  

228 или 16% – нарушения санитарно-эпидемиологических требований, это несоответствие по составу, реализация товара с истекшим сроком годности, отсутствие соответствующих документов.  

По выявленным нарушениям были приняты соответствующие меры административной ответственности субъектов предпринимательства, а также отменены и приостановлены декларации соответствия продукции до устранения нарушений.  

Булат Танабергенов также остановился на правовых реформах. На шестом заседании Национального совета общественного доверия Главой государства поставлена задача по совершенствованию законодательства о защите прав потребителей. В целях реализации данного поручения, а также принимая во внимание результаты анализа и мониторинга поступивших обращений граждан, откликов и предложений общественных институтов и негативных показателей социологического исследования, Министерством были разработаны законопроекты, направленные на построение эффективной и всесторонней системы защиты прав потребителей. 4 сентября законопроекты были одобрены депутатами Мажилиса Парламента в первом чтении.  

Во-первых, предлагается потребителю предоставить выбор по способу защиты своих прав. Урегулировать спор в досудебном порядке, либо напрямую подать иск в суд, или обратиться в госорган для привлечения недобросовестного субъекта бизнеса к ответственности. 

Во-вторых, законопроектом предлагается повысить роль общественных институтов защиты прав потребителей, в том числе путем введения Омбудсмена в этой сфере. Дополнительно общественные объединения потребителей будут наделены правом отбора образцов товаров и закупа услуг (работ) в рамках общественного мониторинга внутреннего рынка. 

В-третьих, предлагается распространить базовые приципы защиты прав потребителей на сферы ЖКХ, связи, туризма, культуры, торговли, транспорта и иных сфер услуг кроме финансовых, для комплексной защиты прав потребителей во всех сферах жизнедеятельности человека, а также позволит усилить межотраслевую координацию госорганов. Кроме того, на стадии разработки отраслевых нормативных актов они будут подлежать анализу со стороны Министерства на предмет соответствия требованиям Закона о защите прав потребителей. 

В-четвертых, предлагается ввести гражданскую правовую ответственность предпринимателя, налагаемое в виде штрафа судом в пользу потребителя, чьи права были нарушены и не решены на досудебном этапе при обращении к предпринимателям. 

В-пятых, особый раздел займет Электронная торговля. Результаты социологических исследований, а также увеличение количества жалоб вызывают особую озабоченность. В Казахстане в настоящее время товары и услуги реализуются через интернет магазины торговых сетей, электронные торговые площадки - маркетплейсы, сервисы онлайн объявлений. 

«При этом на рынке электронной торговли действуют как отечественные, так и иностранные компании. По итогам 11 месяцев т.г. из 56 тыс. обращений потребителей, порядка 13 тыс. (23%) поступили по электронной торговле. В прошлом году – 9 тыс. обращений. Потребители в основном жалуются на отсутствие информации о товаре и продавце; несоответствие предлагаемого товара описанию; отказ интернет сайтов в возврате товара и денежных средств. По имеющимся проблемам созданы оперативные каналы взаимодействия в виде электронной почты, whatsapp чаты, в том числе с представителями Wildberries, Каспий, ОЗОН», – сообщил спикер.   

В рамках действующего Закона «О защите прав потребителей» требования, предъявляемые к оффлайн продавцу, распространяются и на онлайн продавцов. Однако не всегда они соблюдаются, особенно продавцами, торгующими на электронных торговых площадках. Поэтому Законопроектом предлагается обязать владельцев электронных торговых площадок заключать с предпринимателями договоры по соблюдению ими требований законодательства о защите прав потребителей. Неисполнение повлечет не только соответствующую ответственность для недобросовестного продавца, но и потерю возможности торговать на электронной платформе.