Как проинформировал спикер, 13 марта в городе Талдыкоргане, ученик 9-го класса выезжая на мопеде со второстепенной дороги на главную, допустил столкновение с легковушкой. В результате ДТП несовершеннолетний погиб.

«Основная причина нарушений – безнаказанность мопедистов, а также минимальные штрафы за нарушения. Для наведения порядка в 2024 году в закон «О дорожном движении» внесены изменения и мопед приравнен к механическому транспортному средству. Если раньше за нарушение ПДД водители мопедов привлекались к ответственности по статье 615 КоАП, как иные участники дорожного движения со штрафом в 2 МРП, то с 5 апреля 2025 года данных норм, водитель мопеда будет нести весь спектр ответственности, возложенный на водителей механических транспортных средств», – сообщил Кайсар Султанбаев. 

Например, за проезд на запрещающий сигнал светофора водителю мопеда будет грозить штраф в размере 10 МРП. Кроме того, хотелось бы акцентировать на вождение мопедов водителями, находящимися в нетрезвом состоянии. Сейчас управление мопедом в состоянии алкогольного опьянения влечет ответственность по статье 440 КоАП, за появление в общественных местах в состоянии опьянения и влечет штраф в размере 5 МРП.

После принятия норм, водитель мопеда будет нести ответственность по статье 608 КоАП управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии алкогольного, опьянения, санкция которой предусматривает административный арест на 15 суток и лишение права управления транспортным средством сроком на 7 лет. Также, для управления мопедами необходимо водительское удостоверение категорий А, А1 или В. Внесены необходимые поправки в Правила регистрации автотранспорта. На сегодняшний день зарегистрировано свыше 24 тысяч мопедов, выдано свыше 2 тыс. водительских удостоверений категорий А и А1.

Регистрация мопедов осуществляется в упрощенном порядке. Для регистрации мопедов достаточно предъявить документы, удостоверяющие личность, представить технический документ или сведения о технических характеристиках мопеда, заполнить заявление, провести осмотр мопеда, а также заплатить государственные пошлины за регистрацию мопеда, выдачу свидетельства о регистрации  и госномера.

«Для определения технических характеристик мопедов используются имеющиеся документы или в случае их отсутствия сведения из открытых источников. При первичной регистрации мототехники законодательством не предусмотрено взимание сборов за первичную регистрации и утилизацию. Таким образом, объем двигателя не влияет на взимание платежей при осуществлении регистрации мопедов», – отметил К. Султанбаев.

Также спикер пояснил правила для водителей электросамокатов. По словам председателя Комитета, сезон открыт, уже выявлено около 1,5 тысяч нарушений, имеются ДТП с пострадавшими. Чтобы минимизировать ДТП, спикер обратился ко всем пользователям. Так, водители электросамокатов двигаются по велосипедной дорожке, а при ее отсутствии по правому краю проезжей части дороги, в том числе по полосе для маршрутных транспортных средств. На проезжие части допускаются лица старше 18 лет, имеющие водительское удостоверение и обязательно в шлеме.

«Допускается движение по тротуару, но хотел бы акцентировать внимание, что у пешехода на тротуаре приоритет, то есть, водитель электросамокатов не должен создавать опасности для движения пешеходов. Если говорю про права электросамокатчиков, то необходимо сказать и про основные запреты. Водителям электросамокатов запрещается ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой, перевозить грузы и пассажиров, буксировать другой транспорт, передвигаться в темное время суток без светоотражающего предмета», – обратился Кайсар Султанбаев.