Кто? Где? И как часто? Исполнительный директор ОФ «Transparency Kazakhstan» Ольга Шиян, выступая на брифинге в Службе центральных коммуникаций, ответила на эти вопросы. По результатам опроса Фонда были определены регионы и государственные органы, где чаще всего люди сталкиваются с коррупцией. Отдельно сформирован перечень наиболее коррумпированных государственных должностей, типичные причины и обстоятельства коррупционных сделок.

«В региональном разрезе чаще с коррупцией сталкивались в таких областях как Жамбылская, Алматинская, Западно-Казахстанская, Карагандинская, Кызылординская и Атырауская области. В этих регионах наши респонденты сообщили, что необходимость договариваться возникала чаще. По итогам 2020 года 11, 3% респондентов сообщили, что попадали в коррупционную ситуацию. Больницы, полиция, управление земельных отношений, ЦОНы, государственные детские сады составили основной костяк госучреждений, в которых население оказывается вовлечённым в коррупционную ситуацию, по сравнению с 2019-м годом наблюдается уменьшение больше чем на 1%. Инициаторами, как правило, выступали работники ведомств или учреждений, далее следовали сами граждане и выросла доля посредников на 6%, связывали это с отсутствием информации и должной коммуникации, поэтому востребованными оказались «помогайки». В основном это были специалисты или рядовые сотрудники, 17% приходится на заместителей руководителей», - представила данные спикер.

К слову, назвали более 30 причин дачи взяток и больше половины потому что «так удобнее и быстрее решить вопрос», у 8% опрошенных «не было другого варианта», иначе «сотрудник будет проявлять волокиту и превышать полномочия».

«В ходе опроса мы описали 72 повода, среди которых наиболее распространёнными оказались получение лечения, либо получение направления в больницу, второе место среди причин, по которым население готово платить взятки, оказалось устройство на работу, третье место - устройство ребёнка в детский сад, четвёртое – решение земельных вопросов, получение различных справок в ЦОНе. Стоимость коррупционной сделки составила минимально тысячу тенге, максимально 300 тысяч тенге. По сравнению с прошлым годом мы наблюдаем уменьшение суммы взятки, но респонденты связывали это не с тем, что взяткодатели были снисходительны, скорее с тем, что кризис и договариваться удавалось на более меньшую сумму. Но, если мы посмотрим корреляцию между степенью вовлечённости респондентов в коррупцию и частотой обращения в госорганы, коррупционный опыт зависит от заинтересованности респондента получить ту или иную услугу. К примеру, число обращений в ЦОНы составила более 3000 среди наших респондентов, но только 55 случаев сообщили, что завершилось коррупционной сделкой. К примеру, в полицию было 483 обращения, 67 из них закончились коррупционной сделкой, либо неформальным решением вопроса», - подчеркнула глава Фонда.