О законодательных новшествах в сфере оказания государственных услуг проинформировали в ходе пресс-конференции, прошедшей на площадке в Службе центральных коммуникаций при Президенте РК. В качестве спикеров выступили депутат Мажилиса Парламента РК Майра Айсина и вице-министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК Аблайхан Оспанов.

В числе ключевых нововведений, предусмотренных Законом, спикеры отметили оказание государственных услуг в проактивном режиме. Это означает, что государство не будет ждать пока к ним обратится человек, а будет само предлагать услуги людям. К примеру, сразу после рождения ребенка - инициируются услуги по регистрации рождения, назначению двух видов пособий, его прописке и постановке на очередь в детский сад. В пилотном режиме такую услугу уже получили мамы 120 тысяч новорожденных.

По словам спикеров, еще одним новшеством является переход от принципа «одного окна» к принципу «одного заявления», т.е. несколько сопутствующих услуг будут предоставляться в комплексе и для этого гражданину нужно будет написать лишь одно заявление. К примеру, если ранее родители, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, для получения 6 разных госуслуг были вынуждены обращаться в госорганы 6 раз с шестью разными пакетами документов, то сейчас им достаточно обратиться с одним заявлением, по которому будут оказаны все 6 услуг одновременно. Такая композитность будет внедрена по 21 государственной услуге, охватывающих в себе сразу 55 услуг.

Кроме этого, теперь при переименовании улиц и населенных пунктов адреса в базе данных будут изменяться автоматически. Также продвигается принцип экстерриториальности, предполагающий получение госуслуг по регистрации актов гражданского состояния независимо от местонахождения гражданина.

Как отмечают спикеры, новый подход предполагает:

  • оптимизацию 124 государственных услуг;
  • сокращение сроков оказания по ним на 178 дней (в среднем на 9 дней);
  • сокращение более 90 документов;
  • охват 82 госуслуг проактивными или композитными услугами.

Также следует отметить, что автоматизация процесса и оптимизация госуслуг позволит значительным образом снизить коррупционные риски.