Перевод с французского

 

Статья на сайте французского общественно-политического журнала «Revue Internationale»

Опубликовано 5 апреля 2022 года

Ссылка: https://www.revue-internationale.com/2022/04/kazakhstan-sengage-reformes-politiques-radicales/amp/

Автор: Эжен Берг

Казахстан вступает на путь кардинальных политических реформ

Статья Эжена Берга, французского эссеиста и дипломата. Специалист по России и профессор Центра дипломатических и стратегических исследований (CEDS, Париж)

Три месяца спустя после пережитого испытания Казахстан, верный слову, данному голосом своего Президента Касым-Жомарта Токаева, решился на новый шаг в современной истории его страны, самой большой в Центральной Азии, дав старт крупной конституционной реформе, которая окончательно перевернет страницу власти Нурсултана Назарбаева, которого называют «Елбасы».

В своем выступлении 16 марта перед Парламентом Президент Токаев обозначил несколько направлений, которые должны быть оперативно рассмотрены правительством. «Вместе мы начали построение Нового Казахстана», - заявил Президент, понимая важность мира, стабильности и непоколебимого единства. Путь к политической либерализации уже был определен в его предвыборной платформе 2019 г. Политическая трансформация была обнародована посредством конкретных инициатив во время его Посланий народу в 2019, 2020 и 2021 гг. Таким образом, в этой области было принято более десяти законов. Закон о мирных собраниях теперь позволяет активистам, в том числе оппозиционным общественным деятелям, организовывать собрания и выражать там свое мнение. Теперь же речь идет о новом этапе и реализации обширной программы политических реформ, разработанной на основе рекомендаций, выдвинутых депутатами Парламента, Конституционным Советом, Центральной избирательной комиссией, Верховным судом, сообществом экспертов и члены Национального совета общественного доверия.

Перебалансировка власти в Казахстане

В первом заявлении, которое сразу же определяет новое направление для следования, Касым-Жомарт Токаев утверждает, что желает ограничить прерогативы президентской должности и придать больший вес Парламенту, состоящему из Сената (верхняя палата) и Мажилиса (нижняя палата). Таким образом, эта перебалансировка власти обернется против отклонений, которые позволили его предшественнику Нурсултану Назарбаеву увековечить свою власть. В этом духе, не отказываясь полностью от президентского характера режима, речь, кажется, идет о придании Парламенту большего веса. Так, Сенат усилит свою роль в продвижении интересов недостаточно представленных регионов, социальных и этнических групп. Для этого действующий Президент не может быть членом какой-либо политической партии, что позволяет ему, в духе французской Конституции 1958 года, быть арбитром, стоящим над партиями. Президент Токаев также предложил сократить количество депутатов или сенаторов, назначаемых прямо или косвенно Главой государства. В будущем 70% парламентариев будут избираться по пропорциональному представительству, 30% - по мажоритарной системе, на региональной основе, чтобы обеспечить справедливое представительство мнений, не приводя к чрезмерному увеличению количества партий, проходящих в Парламент. С другой стороны, для обеспечения большего плюрализма в политической жизни страны будет облегчена регистрация новых партий за счет сокращения минимально необходимого числа активистов, которое снизится с сегодняшних 20 000 до 5 000. Наконец, Касым-Жомарт Токаев призвал к восстановлению Конституционного суда и предложил предоставить Генеральному прокурору и Уполномоченному по правам человека возможность обращаться в эту инстанцию.

Укрепление региональных и местных органов власти и гражданского общества

Политическая реформа также распространяется на полномочия местных и региональных органов власти. В основном это будет связано с усилением роли маслихатов (местных представительных органов), повышением роли институтов гражданского общества и средств массовой информации, а также усилением защиты прав человека. В настоящее время Президент обладает правом отменять или приостанавливать действие правовых актов, изданных акимами областей. Эта суверенная прерогатива также может быть упразднена. Президент, приверженный принципу «сильных регионов», объявил о восстановлении трех областей, объединившихся с другими в начале 1990-х гг. Будет образован Абайский район со столицей в городе Семей. Будет создан Улытауский район со столицей в городе Жезказган. Алматинская область будет разделена на две области: Алматинскую область со столицей Талдыкорган и Жетысуйскую область с центром в Капшагае.

В 2020 году Казахстан ратифицировал второй Факультативный протокол о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни. Теперь речь пойдет о системном введении применения расследования в случае применения пыток. Предлагается пересмотреть законы о СМИ, чтобы сделать их более открытыми, конкурентоспособными и ответственными. Общественные организации и активисты должны участвовать в подготовке реформ для обеспечения открытого обсуждения всех национальных проектов. В общей сложности для реализации инициатив Президента придется внести поправки более чем в 30 статей Конституции. Кроме того, до конца года будет принято более 20 законов.

Борьба с коррупцией и привилегиями

Третий проект, инициированный Главой государства, касается борьбы с коррупцией. Таким образом, Президент Токаев пожелал, чтобы закон запрещал в будущем лицам, приближенным к президенту, выполнять политические обязанности или даже занимать руководящие должности в государственных компаниях. Эта борьба с ассоциированной коррупцией уже ведется. Полиция арестовала одного из племянников Нурсултана Назарбаева в рамках расследования хищений, а также был арестован бизнесмен, связанный с семьей бывшего президента.

«Мы должны сберечь наше главное достояние – Независимость, упрочить основы национальной идентичности, сосредоточиться на трансформации страны. Это наш священный долг перед будущими поколениями […] В Новом Казахстане мы должны неизменно следовать принципу «разные взгляды, но единая нация», – заключил президент в своем послании. Эта трансформация системы государственных институтов и повышение гражданского участия будут способствовать формированию новой политической культуры в Казахстане. В то время, когда повсюду в мире укрепляются авторитарные режимы, а лидеры увековечивают себя у власти, путь Казахстана, не признавшего Луганскую и Донецкую республики в составе Украины, выглядит оригинальным и исходит из стремления к независимости от могущественных соседей.

 

 

Le Kazakhstan s’engage sur la voie de réformes politiques radicales

https://www.revue-internationale.com/wp-content/uploads/2022/04/1599px-Nur-Sultan_-_190217_DSC_3421-1536x1024.jpg

Nur-Sultan, Kazakhstan (copyright Ilya Varlamov)

Par Eugène Berg, essayiste et diplomate français. Spécialiste de la Russie et professeur au Centre d’études diplomatiques et stratégiques (CEDS, Paris)

Trois mois après l’épreuve qu’il a traversée, le Kazakhstan, fidèle à la parole donnée par la voix de son président Kassym-Jomart Tokayev, a décidé de franchir une nouvelle étape dans l’histoire encore récente de son pays, le plus vaste d’Asie centrale, en lançant une grande réforme constitutionnelle, qui tournerait définitivement la page du pouvoir personnel de Noursoultan Nazarbaïev, qualifié de « père de la patrie ».

Lors de son intervention du 16 mars devant le Parlement, le président Tokayev a indiqué plusieurs pistes qui devront être rapidement examinées par le gouvernement. « Avec vous, nous avons commencé à créer un nouveau Kazakhstan » a ainsi affirmé le président, comprenant l’importance de la paix, de la stabilité et d’une unité inébranlable. La voie vers la libéralisation politique avait déjà été définie dans son programme électoral de 2019. La transformation politique a été promulguée par le biais d’initiatives spécifiques lors de ses discours sur l’état de la nation en 2019, 2020 et 2021. Ainsi, plus de dix lois ont été adoptées dans ce domaine. La loi sur les rassemblements pacifiques permet désormais aux militants, y compris aux personnalités publiques d’opposition, d’organiser des rassemblements et d’y exprimer leurs opinions. Il s’agit désormais de franchir une nouvelle étape et de mettre en œuvre un vaste programme de réformes politiques, établi sur la base des recommandations avancées par les députés du Parlement, le Conseil constitutionnel, la Commission électorale centrale, la Cour suprême, la communauté des experts et les membres du Conseil national de la confiance publique.

Le rééquilibrage des pouvoirs au Kazakhstan

Première annonce qui imprime d’emblée la nouvelle direction à emprunter, Kassym-Jomart Tokayev affirme vouloir limiter les prérogatives de la fonction présidentielles et donner plus de poids au Parlement, composé du Sénat (chambre haute) et du Mazhilis (chambre basse). Ce rééquilibrage des pouvoirs tournerait ainsi le dos aux dérives qui ont permis à son prédécesseur, Noursoultan Nazarbaïev, de faire perdurer son pouvoir personnel. Dans cet esprit, sans abandonner entièrement le caractère présidentiel du régime, il s’agirait de doter le Parlement d’un poids plus important. Le Sénat renforcerait ainsi son rôle dans la promotion des intérêts des régions, des groupes sociaux et ethniques sous-représentés. Dans ce but, le président en exercice ne pourra être membre d’aucun parti politique, lui permettant, dans l’esprit de la Constitution française de 1958, d’être l’arbitre au-dessus des partis. Le président Tokayev a également suggéré que l’on réduise le nombre de députés ou sénateurs nommés directement ou indirectement par le président. À l’avenir, 70 % des parlementaires seront élus au scrutin proportionnel, 30 % au scrutin majoritaire, sur une base régionale permettant d’assurer une juste représentation des opinions, sans conduire à une multiplication excessive des partis accédant au Parlement. D’autre part, afin d’assurer une plus grande pluralité de la vie politique du pays, l’enregistrement de nouveaux partis sera facilité, en réduisant le nombre minimum requis de militants qui passerait de 20000 aujourdhui à 5000. Enfin, Kassym-Jomart Tokayev a souhaité le rétablissement de la Cour constitutionnelle et suggéré que le Procureur général et le Commissaire aux droits de lhomme devraient avoir la possibilité de saisir celle-ci.

Un renforcement des pouvoirs régionaux et locaux et de la société civile

La réforme politique s’étend également aux pouvoirs des collectivités locales et régionales. Il s’agira principalement de renforcer le rôle des maslikhats (organes représentatifs locaux), accroître le rôle des institutions de la société civile et des médias et mieux protéger les droits de l’homme. Actuellement, le président dispose du droit d’annuler ou de suspendre les actes juridiques émis par les akims régionaux (gouverneurs ou maires). Cette prérogative régalienne pourrait également être abolie. Le président, attaché au principe « des régions fortes » a annoncé le rétablissement de trois provinces qui avaient fusionné avec d’autres au début des années 1990. La région d’Abai sera établie avec la capitale dans la ville de Semei. La région d’Ulytau sera établie avec la capitale dans la ville de Zhezkazgan. La région d’Almaty sera divisée en deux régions : la région d’Almaty avec comme capitale Taldykorgan et la région de Zhetisu avec Kapshagai.

Le Kazakhstan a ratifié le deuxième Protocole facultatif relatif aux droits civils et politiques visant à abolir la peine de mort en 2020. Il s’agira désormais d’introduire systématiquement le recours à l’enquête en cas de recours à la torture. Il est proposé de revoir les lois sur les médias afin de les rendre plus ouverts, compétitifs et responsables. Les organisations publiques et les militants devraient participer à la préparation des réformes pour assurer des discussions ouvertes sur tous les projets nationaux. Au total, c’est plus de 30 articles de la Constitution qui devront être amendés pour mettre en œuvre les initiatives du Président. Par ailleurs, plus de 20 lois seront adoptées d’ici la fin de l’année.

La lutte contre la corruption et les privilèges

Le troisième chantier ouvert par le président porte sur la lutte contre la corruption. Le président Tokayev a ainsi souhaité que la loi interdise à l’avenir aux proches du président d’exercer des responsabilités politiques ou bien encore d’occuper des postes de direction dans une entreprise publique. D’ores et déjà, cette lutte contre la corruption associée a été mise en œuvre. La police a ainsi arrêté l’un des neveux de Noursoultan Nazarbaïev dans le cadre d’une enquête sur des détournements de fonds, tandis qu’un homme d’affaires lié à la famille de l’ancien président a également été arrêté.

« Nous devons préserver notre indépendance, renforcer l’identité nationale et nous concentrer sur la transformation du pays. C’est notre devoir envers les générations futures… Nous devons suivre le principe fondamental – des points de vue différents, mais une seule nation dans un nouveau Kazakhstan », a conclu le président dans son adresse. « Cette transformation du système des institutions gouvernementales et l’augmentation de la participation civique contribueront à la formation d’une nouvelle culture politique au Kazakhstan ». Au moment où, partout dans le monde, se renforcent les régimes autoritaires et alors que les dirigeants  se perpétuent au pouvoir, la voie qu’emprunte le Kazakhstan, qui n’a pas  reconnu les  républiques  de Louhansk et de Donetsk en Ukraine, apparaît originale et relevant d’une volonté d’indépendance à l’égard de ses puissants voisins.