16 марта на совместном заседании палат Парламента, президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев выступил с Посланием к народу Казахстана: «Новый Казахстан: Путь обновления и модернизации». Во многих отношениях это была примечательная речь, потому что он не стал уклоняться от сложных вопросов, стоящих перед страной, и проявил лишь несколько признаков преувеличений или надуманности.

Учитывая, что январская попытка государственного переворота была еще свежа в памяти каждого (подробнее об этом читайте в моей статье «Полдень в Алматы»), Токаев со всей серьезностью подчеркнул своим слушателям неотложность и серьезность решения задачи реформирования правительства и обеспечения подлинного социально-экономического развития.

Явно решительно настроенный, Токаев подчеркнул, что устойчивое социально-экономическое развитие на всех уровнях общества возможно только путем радикальных реформ в закостеневших политических и экономических структурах Казахстана.

Новый Казахстан

Для создания «Нового Казахстана», сказал Токаев, потребуется гораздо больше, чем техническая подготовка и бюрократические навыки. В своей речи он призвал к инициативности и здравому смыслу и, решительно заявил, что в стране не будет места идеологическим рамкам, которые несправедливы, разрушительны и даже унижают народ Казахстана.

«Народу нужны не абстрактные идеи или обещания, а ощутимые изменения к лучшему», - сказал он. Токаев хочет изменить существующий экономический порядок. Нацелившись не только на финансовые структуры рынка, но и на самих «VIP-персон» (олигархов и политический класс, которые грабят страну), он сказал: «Те, кто привык полагаться на закулисные схемы, находятся в панике, [потому что] теряют свои привилегии и источники дохода». Он не мог выразиться яснее.

Предупреждение Токаева «VIP-персонам» и их подручным в правительстве и за его пределами не было пустой игрой. Его цель - пресечь укоренившиеся структуры мошенничества и искоренить «практику декларирования успеха [в правительстве], когда на самом деле это не соответствует действительности». По сути, он сказал: «Будьте начеку, потому что дни «бизнеса как обычно» прошли!».

Другими словами, Токаев в своем центральноазиатском взгляде на вещи говорит, что экономическая система, в которой в основном доминирует коррумпированный политический класс, не может существовать ради немногих. Он отвергает любую политику (или экономическую деятельность), которая ведет к отчуждению, повышает уровень бедности или нарушает мирное сосуществование в многокультурном, многоконфессиональном и многоэтническом обществе Казахстана.

Альтернативный путь к процветанию

Внимательное прочтение речи Токаева позволяет предположить, что, помимо снижения уровня коррупции, он также отвергает неолиберализм - экономическую модель, которая идеализирует «рынок», поскольку он якобы «творит свою магию», чтобы привести к «процветанию» с помощью просвещенных финансистов и политиков.

Если неолиберализм сводит человеческую личность к «Homo economicus», или к мнению, что социальное поведение человека в основном определяется экономическими целями и рациональным поведением, то Казахстан предпочитает другой подход. И если неолиберализм оправдывает передачу гуманности человека (процесс дегуманизации) финансовым элитам ради некоего будущего экономического рая, то Казахстан не хочет иметь с ним ничего общего.

Токаев просто не приемлет неолиберализм.

Скорее, он подчеркивает, что успешная реформа правительства (центрального и регионального) и эффективные экономические отношения зависят от более классических подходов к поддержанию здорового общества.

Поэтому он призывает народ и бизнес-элиту (это более сложная задача) принять классические добродетели «терпения, мудрости и выносливости», которые, если будут приняты, помогут добиться большего экономического процветания.

По словам Токаева, возлагать надежды на рыночные силы и разговоры неокрепшей бизнес-элиты оказалось безрассудным.

Речь президента возвышает культурные нравы и фундаментальные принципы морали - здравый смысл должен управлять государством, а не идеология - над унижающей человеческое достоинство идеей человека как средства производства или источника спроса на товары и услуги. «Новый Казахстан» не может быть построен на экономической теории, которая просто вознаграждает привилегии, исключая благо человека.

Преобразования

Для преобразования общества Токаев хочет избавиться от таких болезней, как спекуляция, неработающая судебная система и непотизм (термины, которые он использует), а также «окончательно ликвидировать все искусственные монополии как в экономике, так и в политике».

«Монополия, - говорит он, - приводит к различным общественным заболеваниям». Он обрушился с критикой на олигархов, которые накапливают ресурсы и богатства за счет общего блага граждан Казахстана.

Токаев настаивает на том, что в процессе фундаментальных реформ СМИ должны быть ответственными, то есть: «Как эффективный канал связи между властью и народом, СМИ могут и должны поднимать острые вопросы. Но делать это нужно с большой гражданской ответственностью, не по указке извне, способствуя поляризации нашего общества, и не за теневые гонорары, участвуя в скрытой борьбе политических кланов».

Токаев понимает, что цель децентрализации политических структур Казахстана и «искоренение кумовства» в экономических отношениях не будет легкой прогулкой, а будет полна трудностей и проблем из-за укоренившихся внутренних интересов и неопознанного (он, конечно, знает, кто) внешнего вмешательства.

Единство и солидарность

Однако более глубокий смысл выступления Токаева заключается в том, чтобы укрепить идею о том, что национальное «единство и солидарность» являются предпосылками социально-экономического и политического созревания и, в конечном счете, необходимыми составляющими стабильного и здорового общества. Любые силы, внутренние или внешние, которые стремятся внедрить дестабилизирующую и раскалывающую политику или идеи, нежелательны. «Мы можем потерять все, если не сохраним единство», - сказал Токаев.

Не говоря прямо, Токаев поставил всех в известность, что Казахстан будет проводить реформы по-своему, по-центральноазиатски, не поддаваясь «культу потребительства и коррупции» или каким-либо внешним воздействиям.

Токаев выразился просто: «Мы должны понять, что никто извне за нас ничего не сделает. Все в наших руках». Идеологи, особенно из неолиберального политического класса, должны понять, что путь Казахстана к социально-экономическому и политическому развитию не будет таким же, как раньше.

И поэтому Токаев будет полностью включён в процесс трансформации Казахстана, остерегаясь волхвов, приносящих дары золота, ладана и мирры в качестве панацеи для лечения политических и экономических болезней страны.

Автор: JAVIER M. PIEDRA (Хавьер М. Пьедра,

финансовый консультант, специалист по международному развитию,

бывший заместитель помощника администратора по Южной и Центральной Азии в USAID). 

https://asiatimes.com/2022/05/kazakh-leader-takes-aim-at-socio-economic-political-paradigm/