«За годы своей независимости Казахстан впервые столкнулся с такой жестокостью.  

Теперь можно тщательно анализировать и трезво оценить произошедшее в те дни января. Начну с хронологии событий. Известно, что митинги изначально были мирными. С первого января жители западных регионов потребовали снизить цены на газ. То есть, никакой политики не было, выдвигались чисто социально-экономические требования. Правительственная комиссия, оперативно направленная в регион, удовлетворила требования, касающиеся цен на газ. Несмотря на это, люди вышли на улицы в Алматы, Шымкенте и других регионах. Общее число участников за два дня превысило 50 тысяч. Больше всего в Алматы», - сказал генпрокурор.  

По его словам, угроза выхода из-под контроля сходов, которые вначале носили мирный характер, стала возрастать с каждым часом. Поэтому акимы и депутаты, неоднократно встречаясь с населением, просили не нарушать общественный порядок. Прокуроры разъяснили незаконность протестных акций на местах и ответственность за их участие.  


«3, 4 и 5 января Глава государства обратился к демонстрантам с призывом соблюдать закон и не поддаваться на провокации деструктивных сил. Однако, несмотря на неоднократные призывы к сдержанности, преступные и радикальные элементы перешли к активным и жёстким действиям. 4 и 5 января сходы граждан перешли в стадию насилия в 11 регионах. Организаторы действовали по чёткому плану. Координировали сбор и движение групп через мессенджеры  What'sapp и Telegram. Они собрали много людей и вооружились арматурой, палками, камнями, коктейлем Молотова. Впоследствии часть группы начала грабить магазины. А чтобы скрыть следы преступления, даже сожгли помещения на первом этаже многоквартирных домов. Другие вооружённые группы целенаправленно атаковали и захватывали здания акиматов, резиденции Президента, полиции, Комитета национальной безопасности. Разрушили аэропорт и другие объекты в Алматы. Они, зная, как пробить брешь, нападали на полицию, грабили охотничьи магазины, чтобы завладеть огнестрельным оружием. Пытались выйти в телеэфир, но когда это не сработало, разграбили и сожгли офисы телекомпаний», - рассказал спикер.

 
По данным Б. Асылова, для сокрытия преступлений в Алматы и других крупных городах были уничтожены более 800 видеокамер. Организована доставка захваченного оружия, продовольствия и питьевой воды. Водителей такси, грузовиков и автобусов заставили перекрыть улицу. То есть, мирных граждан использовали как «живой щит». В качестве тарана использовали специальные автомобили и грузовики.