По данным Национального оператора, убытки за прошлый год от разницы заявленной цены и утверждённой составили 160 млрд тенге, которые покрываются тоже за счёт экспорта.
«Вместе с тем, с 2020 года экспорт товарного газа сокращается в среднем на 30% за счёт роста внутреннего потребления. По данным Министерства энергетики, к 2025 году объём потребления товарного газа увеличится до 27 млрд м3, а дефицит газа составит 1,6 млрд м3. Таким образом, с 2025 года в связи с сокращением экспорта у нас не будет возможности субсидировать внутренние цены на товарный газ. На рынке действует государственное регулирование цен всех этапов реализации - покупка газа у недропользователя, оптовая и розничная реализация, транспортировка газа. Механизм реализации преимущественного права не урегулирован, отсутствуют основания отказа АО «QazaqGaz» в реализации своего права. Также несовершенна система формирования цен на внутреннем рынке, где «разбег» цен, утверждённых отраслевым регулятором, достигает 16-ти кратного значения, или от 600 до 10 тыс. тенге за тыс. м3. Не детализирована процедура формирования поставок газа на внутренний рынок. На практике это привело к фактам использования на внутреннем рынке более дорогого объёма импортированного газа из России, тогда как имелась возможность поставки газа по цене 5-10 тыс. м3 у казахстанских недропользователей. Таким образом, деятельность в части формирования квот, цен и состава поставок газа на внутренний рынок не прозрачны», - обозначил проблему Рустам Ахметов.