По его словам, требуется разработка и реализация долгосрочной стратегии развития рынка производства электрической энергии, направленной на привлечение частных инвестиций при условии дерегулирования рынка, поэтапного перехода на рыночное ценообразование и демонополизации оптового и розничного звена.
«Начатая в 90-е годы либерализация рынка не завершена. Рынок производства электрической энергии остаётся высококонцентрированным. Доля 4 основных участников рынка – АО «Самрук-Энерго», АО «ЦАЭК», AO «ERG», ТОО «ККС» – составляет 70% и работают они в формате вертикальной интеграции. Ограничивая доступ к ресурсам станций и услугам передачи электрической энергии, данные группы полностью закрыли региональные розничные рынки. Между собой они не конкурируют. Более того, приобретают в ущерб потребителям более дорогую энергию у своих станций. 99% рынка работает по прямым договорам», - отметил спикер.
Для развития конкуренции на рынках оптовой и розничной реализации электрической энергии Национальным проектом по развитию предпринимательства предусмотрен переход к 2025 году на централизованные торги в объёме до 30%. Это обеспечит появление новых снабжающих организаций и взаимное проникновение вертикально-интегрированных компаний на региональные рынки за счёт доступа к ресурсам станций.
«Другой вопрос - политика сдерживания тарифов привела к увеличению их дифференциации. Основную социальную нагрузку регулятор переложил на малый и средний бизнес, так как крупный работает напрямую. Большие затраты несёт и бюджет через тарифы для бюджетных организаций. Отмена дифференциации тарифов является не только обязательным условием для конкуренции между снабжающими компаниями, но и повышения уровня поддержки социально-уязвимых категорий населения, её адресности. Таким образом, необходимы меры по демонополизации рынка. Это увеличение объёмов централизованных торгов с поэтапным снижением объёмов регулируемого рынка. Отмена дифференциации тарифов с увеличением размеров адресной социальной помощи за счёт снижения нагрузки на бюджет. Также важно реализовать комплекс мероприятий по созданию механизма смены поставщиков электрической энергии с развитием сетевых платформ, обеспечивающих сравнение цен и заключение договоров. Раздельная реализация государственной доли в генерации, составляющей сейчас 48%, для привлечения инвестиций и повышения конкуренции. Создание сервисной модели доступа к услугам передачи электрической энергии, исключающей возможности вертикально-интегрированных компаний по ограничению доступа на розничные региональные рынки», - резюмировал представитель Агентства.