По его словам, впервые с прошлого года получили практическую реализацию новые подходы стабилизации цен на социально-значимые товары. Эти подходы предусматривают реализацию механизма заблаговременной контрактации с фермерами на поставку поздних и ранних овощей на внутренний рынок по фиксированным ценам и фиксированным объемам.

«Кроме того, для повышения эффективности сформированные объемы выпускаются на рынок сфокусировано, только в период межсезонья. Это ключевое отличие. Раньше стабфонды использовались круглогодично, не фокусируясь на межсезонных периодах», - отметил спикер.

При этом товарные интервенции проходят не только через торговые точки СПК, но и по всей торговой сети, которая применяет контрольно-кассовые аппараты. Также впервые в этом году применен механизм индикативного расчета цен для реализации сформированных запасов.

«Таким образом, на текущее межсезонье сформировано порядка 140 тыс. тонн продукции, так называемого, «большого набора».   Сегодня уже реализовано 62 тыс. тонн, в том числе 30 тыс. тонн картофеля, 12 тыс. тонн моркови, 12 тыс. тонн лука, 8,7 тыс. тонн капусты», - заявил первый вице-министр МТИ.

Можно сказать, что ситуацию в текущем межсезонье переломили. Так, по словам спикера, за последние 6 лет стоимость роста цен на товары овощной группы в межсезонье составила порядка 6,4%. За последние 7 недель средний уровень роста не превысил 0,1%, а с начала года он составил около 3,5%.

«Сейчас продолжается работа по контрактации осеннего урожая текущего года, чтобы сгладить колебания цен уже сезона 2024 года. Для этих целей совместно с МСХ проводится мониторинг хода контрактации. Этот инструмент позволяет принимать своевременные и обоснованные меры по защите внутреннего рынка», - отметил представитель МТИ.

По его словам, на основании данных мониторинга товарного баланса был введен запрет на экспорт лука с 28 января текущего года. 8 апреля, учитывая тенденцию, запрет был пересмотрен в сторону установления квоты на вывоз лука. Также положительный эффект дали своевременно принятые меры нетарифного регулирования. Так, 4 февраля введена экспортная пошлина на семечки подсолнечника. Эта мера позволила насытить внутренний рынок растительным маслом. С осени прошлого года производство подсолнечного масла в стране выросло в два раза – со 150 тыс. тонн до 292 тыс. тонн.