Как проинформировал Е. Жамаубаев, Комплексный план включает 675 объектов госсобственности и квазигосударственного сектора, в том числе 7 объектов республиканской собственности, 250 объектов коммунальной собственности, 262 объекта нацхолдингов и компаний, а также порядка 150 объектов СПК.

На сегодняшний день из 675 объектов Комплексного плана:  

  • 253 объекта на сумму 141,7 млрд тг переданы в конкурентную среду;
  • 60 объектов направлены на реорганизацию и ликвидацию;
  • 146 объектов на торгах;
  • 216 объектов находятся на предпродажной подготовке.  

Исполнение Комплексного плана в части реализации, реорганизации и ликвидации составляет 46%. При этом выставляемость объектов Комплексного плана составила 68%. 

В целях своевременного и надлежащего исполнения Комплексного плана по каждому объекту на веб-портале реестра государственного имущества размещены дорожные карты со сроками проведения мероприятий по выставлению на продажу. Дорожные карты находятся в открытом доступе.

Кроме того, обозначены подходы к срокам выставления объектов, согласно которым до конца текущего года предусмотрено выставить до 80% объектов Комплексного плана.

Министерством финансов ведется постоянный мониторинг исполнения мероприятий по дорожным картам реализации.   

В текущем году выставлению на продажу подлежит 295 объектов Комплексного плана.

Из них по состоянию на 1 декабря текущего года:

  • 36 объектов на сумму 86,1 млрд тг переданы в конкурентную среду;
  • 32 объекта направлены на реорганизацию и ликвидацию; 
  • 146 объектов на торгах.

Чтобы обеспечить выставление 80% объектов Комплексного плана, необходимо до конца 2022 года выставить на реализацию еще 81 объект.

«В сентябре и ноябре текущего года мною проведены совещания по данному вопросу и даны соответствующие поручения по ускорению необходимых мероприятий. По итогам размещены на веб-портале реестра госимущества дорожные карты по 13 вновь включенным объектам и актуализированы дорожные карты по 24 объектам коммунальной собственности и СПК. Ранее сроки выставления этих объектов не были определены», — сказал Е. Жамаубаев. 

Кроме того, начат процесс размещения акций НК «КазМунайГаз» посредством IPO на казахстанских площадках АО «Казахстанская фондовая биржа» и Биржа «Международного финансового центра «Астана».  

Большей частью регионов и СПК выставлено 80% объектов Комплексного плана. При этом отдельными регионами и СПК обеспечена реализация 90-100% объектов – это Карагандинская область, области Абай и Ұлытау, СПК «Kokshe», СПК «Тобол», СПК «Байконыр».  

Вместе с тем до настоящего времени по 7 регионам и СПК имеется отставание от предусмотренных сроков выставления. 

В свою очередь министр нацэкономики А. Куантыров заявил, что для повышения конкуренции продолжается сокращение госучастия через приватизацию предприятий. 

Во исполнение поручений Главы государства министерством совместно с Агентством по защите и развитию конкуренции проведена значительная работа по приватизации. 

Первое: для дальнейшего расширения (дополнения) перечня приватизации утверждены критерии отбора активов. Это владение неконтрольным пакетом, который не предоставляет право принимать стратегические решения по важным аспектам; недостижение ключевых показателей деятельности; отнесение к субъектам малого и микропредпринимательства; наступление срока окупаемости проекта. 

«То есть, если какой-либо объект соответствует указанным критериям, то он подлежит приватизации. Кроме того, в рамках расширения мандата Агентства включены новые два критерия приватизации: наличие предложения антимонопольного органа по передаче в конкурентную среду и наступление рекомендованного антимонопольным органом срока присутствия на товарном рынке», — сказал А. Куантыров.   

На сегодняшний день Комплексный план актуализирован путем включения в него более 170 объектов. Закреплено право предпринимателей на выбор объекта приватизации. При наличии частной инициативы объект может быть продан. При этом с целью соблюдения интересов государства при приватизации предусмотрено сохранение: 

  • в стратегических организациях, к примеру, Казмунайгаз, Казахстан темир жолы, QazaqGaz и т.д., контрольный долей; 
  • штата работников до заключения договора куплипродажи. 

Предусмотрена дисциплинарная ответственность должностных лиц за несвоевременную реализацию объектов. 

Второе: обеспечена прозрачность приватизации и деятельности Госкомиссии путем: 

  • публикации рекомендательных решений ГК (в реестре госимущества, веб-порталах КГС); 
  • публикации подробной информации по каждому этапу процесса приватизации в разрезе активов (в реестре госимущества, на сайте НПП); 
  • предварительного обсуждения с общественностью (в том числе с привлечением СМИ) продажу стратегически важных объектов и объектов, имеющих социальную значимость. 

При прямых адресных продажах размещаются соответствующие обоснования. Кроме того, сайт Национальной палаты предпринимателей интегрирован с Реестром государственного имущества, где также представлена подробная информация по каждому объекту и процессу приватизации. 

Третье: в целях недопущения появления частных монополистов вместо государственных, пересмотрен подход по приватизации коммунальных СЕМ. В целях недопущения общественного резонанса, связанного с ухудшением доступности, качества услуг, исключены более 200 социально значимых объектов, которые являются местными естественными монополиями и важны для жизнеобеспечения населения (водо-, электро-, тепло- снабжение). Таким образом, данные объекты сохраняются (остаются) в госсобственности. Между тем, в будущем, в случае наличия заинтересованности со стороны инвесторов в покупке и согласия с условиями, учитывающими интересы государства может быть рассмотрен вопрос об их приватизации. Так, в реестре госимущества будет сформирован новый подраздел «Субъекты естественных монополий». В данном разделе частным инвесторам будет предоставлен доступ к подразделу и возможность подачи заявки на приобретение объекта с приложением необходимых материалов, в т.ч. инвестиционной программы. 

Четвертое: обеспечено максимальное пополнение Нацфонда за счет продажи активов нацхолдингов и нацкомпаний. В августе т.г. пересмотрены Правила, определяющие порядок поступлений в Нацфонд от передачи в конкурентную среду активов нацхолдингов. Также не допускается погашение обязательств юрлиц перед Нацфондом за счет средств, поступивших от приватизации активов. 

Пятое: разработаны поправки в Закон «О государственном имуществе», которыми предлагается: 

  • закрепить понятия «аффилированных лиц либо взаимосвязанных лиц», а также запрет на участие в одном лоте торгов потенциального покупателя и аффилированного с ним лица; 
  • установить минимальную цену объекта приватизации, которая равна балансовой либо оценочной стоимости в зависимости от того, которая будет наибольшей; 
  • реализовать крупные активы со стоимостью выше 1 млрд.тенге с учетом заключения Агентства. Данные поправки будут проработаны в рамках реформирования квазигоссектора. 

Председатель правления АО «ФНБ «Самрук Казына» Алмасадам Саткалиев сообщил, что на текущий момент Фондом и его портфельными компаниями завершены мероприятия по 119 объектам, из которых: АО НК «КазМунайГаз» выведен на IPO (в периметре 96 компаний), 17 активов проданы. Среди них компании Лизинг групп, Tin one Mining, Электрод СК, KAZ Феррит, входившие в состав Самрук-Казына Инвест, и компании Kazakhstan Solar Silison, Astana Solar, 3 объекта ликвидированы и 2 объекта реорганизованы.

«Хотелось бы отдельно остановиться на итогах проведенного IPO КазМунайГаза. Вчера были приняты итоговые решения Совета директоров и Правительства по отчуждению акций КМГ. Прием заявок осуществлялся с 9 ноября по 2 декабря. Приоритет отдавался удовлетворению заявок граждан Казахстана. Общее количество заявок, поступивших от наших граждан составило 128,7 тыс. Общая сумма составила 74,6 млрд тг», — проинформировал А. Саткалиев.  

Фондом планируется вывести на IPO/SPO ряд следующих портфельных компаний в:

  • 2023-2024 годах – Эйр Астана, КЕГОК, портфель зеленых активов Самрук-Энерго.
  • 2024-2025 годах – КазахГаз.
  • 2025 году – Казахстан темир жолы.

Помимо объектов, указанных в Комплексном плане приватизации, также осуществляется вывод нестратегических объектов, т.н. дивестиций.

Так, за 2021-2022 годы ликвидировано 11 активов. Среди них отмечены активы группы компаний «Ромпетрол». Два объекта переданы в государственную собственность в соответствии с законодательством. Это казахстанский оператор рынка электроэнергии и мощности (КОРЭМ) и расчетно-финансовый центр поддержки возобновляемых источников энергии (РФЦ по ВИЭ). Два объекта проданы, 1 объект реорганизован.