Коммунальное рабство, или несменяемость поставщиков услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства – главный фактор, искажающий конкуренцию на рынке ЖКХ. У потребителей, то есть собственников жилья, зачастую нет возможности выбора других поставщиков, навязывание услуг нередко происходит на стадии строительства дома застройщиком.
Для решения данного вопроса, по инициативе Агентства совместно с МИИР 1 июня 2022 года стартовал проект онлайн-смены поставщиков сервисных услуг ЖКХ (домофоны, лифты, ОСИ, ТБО) в жилых комплексах. Проект онлайн-смены поставщиков позволяет цифровым платформам идентифицировать собственника в процессе электронного голосования по регистрационному коду адреса многоквартирного жилого дома и по ИИН собственника недвижимости.
По словам М. Омарова, за период запуска проекта проведены 248 онлайн-собраний в городах Астана, Алматы, Уральск, Костанай и Актау по смене поставщиков видеонаблюдения и домофонной организации, органа управления, создания ОСИ, руководителя органа управления, а также утверждения тарифа.
В текущем году в целях реализации Послания Главы государства будут внесены поправки, усиливающие контроль сделок внутри экономических конгломератов.
Важным событием прошлого года стало принятие Концепции защиты и развития конкуренции. В ней представлен анализ текущего состояния конкурентной среды, обозначены ключевые проблемы. Это ограниченный доступ к «ключевой мощности», искажение ценообразования, избирательное покровительство или фаворитизм. Для реализации Концепции предусмотрена разработка дорожных карт по развитию конкуренции. Впервые это будут постоянно действующие документы, ежегодно обновляемые, принимаемые по итогам анализа.
До конца прошлого года принято 5 дорожных карт в сферах здравоохранения, АПК, жилищного строительства, угля, нефти и нефтепродуктов. На стадии согласования 6 дорожных карт в сферах финансовых услуг, телекоммуникаций, электроэнергетики, товарного газа, железнодорожного транспорта и гражданской авиации.
Таким образом, основная работа антимонопольного органа сконцентрирована на мерах по снижению последствий монополизации рынка.
Как сообщил в своем выступлении глава АЗРК, в 2023 году будет продолжена работа по проведению планового анализа товарных рынков как основного направления антимонопольного органа. В этом году запланирован анализ 19 товарных рынков топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи, агропромышленного комплекса, промышленности, финансовых и иных отраслей.
«Повышение эффективности антимонопольного регулирования будет одной из основных задач Агентства. Для этого будут внесены соответствующие изменения в нормативно-правовые акты в части процедур расследований и анализов. В целях оптимизации процесса сбора информации, необходимой для анализов и мер реагирования, будет проведена работа по расширению показателей и перечня товарных рынков дашборда «аналитической карты состояния конкуренции», позволяющая в режиме реального времени видеть изменения уровня концентрации товарных рынков, динамику объемов реализации, цен и основных затрат участников», — резюмировал М. Омаров.