Анализ показывает, что основными проблемами водной отрасли республики являются: большая зависимость от трансграничных стоков южных регионов страны, где сконцентрированы около 80% всех орошаемых площадей и используется 97% всей поливной воды (в этих областях сконцентрировано 50% населения); большая изношенность водохозяйственной инфраструктуры, слабая автоматизация и цифровизация процессов распределения и учёта воды. Вследствие чего, около 40% поливной воды теряется при транспортировке; низкая эффективность использования воды из-за отсутствия действенных механизмов водосбережения и рационального использования водных ресурсов; слабый контроль за рациональным использованием и охраной водных ресурсов; отсутствие научного сопровождения и высококвалифицированных кадров не позволяет принимать действенные меры по улучшению ситуации.


«Ряд указанных проблем уже решаются в рамках принятого Национального проекта «Жасыл Қазақстан». Вместе с тем, для улучшения ситуации в водной отрасли необходимо принятие следующих мер. Первое. Для усиления позиции Казахстана в переговорных процессах и выработки решений по особо важным вопросам межгосударственных взаимоотношений создать Водный совет под руководством Премьер-Министра Республики Казахстан. Второе. Усиление Комитета по водным ресурсам и его Бассейновых инспекций. Существующая система управления водными ресурсами направлена, в первую очередь, на реализацию проектов по реконструкции и строительству водохозяйственных сооружений. Такие вопросы, как учёт водных ресурсов, водосбережение, анализ и прогноз развития ситуации остаются без должного внимания. Бассейновые инспекции необходимо рассматривать в качестве основы государственного управления водными ресурсами. Но с учётом высокой нагрузки на инспектора, в настоящее время бассейновые инспекции не имеют возможности в полной мере исполнять возложенные на них функции. Сегодня один сотрудник бассейновой инспекции обслуживает 41 тыс. км2 территории, где расположены 93 сельских населённых пунктов, 48 водохранилищ, 70 рек, 55 тыс. га орошаемых земель. Оставляет желать лучшего уровень материально-технического обеспечения Бассейновых инспекций. Третье. Реорганизация РГП «Казводхоз» в Акционерное общество с передачей ему от Комитета по водным ресурсам функций заказчика по строительству и реконструкции водохозяйственной инфраструктуры. Передача функций позволит КВР сконцентрироваться на вопросах управления водными ресурсами и спросом на воду, водосбережении и повышении эффективности использования воды. Реорганизация РГП в Акционерное общество также позволит расширить сферу деятельности и реализовать различные проекты, которые в настоящий момент не покрываются тарифом или бюджетными инвестициями. К примеру, на автоматизацию, водоучёт и другие. Так образом, реорганизация РГП позволит снизить нагрузку на государственный бюджет. Четвертое. Повышение роли науки в управлении водными ресурсами и кадрового потенциала специалистов. Реализация данной задачи подразумевает усиление, имеющегося в ведении Министерства экологии, геологии и природных ресурсов Казахского научного института водного хозяйства с открытием при нём информационно-аналитического центра. Усиление КазНИИВХ обеспечит полноценное научное сопровождение управления водными ресурсами, реализацию, прогноз и выработку стратегических целей, а также координацию научных исследований для внедрения инноваций в вопросах рационального водопользования. Для улучшения кадрового потенциала водников необходимо создать специализированный институт водных ресурсов и водного хозяйства, возможно при Таразском университете имени М. Х.Дулати, где будут сконцентрированы все ступени подготовки широкого спектра специалистов от среднего звена, бакалавров, магистров и докторов наук. Также нужно совершенствовать систему повышения квалификации кадров в сфере водного хозяйства», - сообщил спикер.


Предлагаемые решения должны позволить создать целостную организационную структуру управления водными ресурсами, при этом будут приниматься научно-обоснованные решения, а систему обеспечат необходимыми квалифицированными кадрами.


«Для реализации вышеуказанных мер потребуется совершенствование действующего водного законодательства. В настоящее время мы разрабатываем проект нового Водного кодекса. Кроме того, в настоящее время разработан и проходит согласование в государственных органах проект Концепции развития системы управления водными ресурсами РК до 2025 года. Основной целью Концепции является решение проблем сохранения и рационального использования водных ресурсов страны, обеспечения баланса потребности отраслей экономики и окружающей среды», - резюмировал представитель ведомства.