Абсолютно честно. Отвечая на вопросы журналистов по животрепещущей нынче теме, вице-министр индустрии и инфраструктурного развития РК Марат Карабаев рассказал, что такие методы защиты отечественного рынка и экологии применяют и в других странах. 


«Производители Российской Федерации пользуются аналогичным механизмом. В РФ ещё больше пользуются господдержкой. В чём она выражается? Если в случае Казахстана, сначала производитель отечественный платит, а потом свои же деньги обратно получает, то в РФ производитель не платит свои деньги вообще. Методом зачёта просто показывает бумагу: «мы произвели, вы нам засчитайте, что мы заплатили утильсбор». Честно? Второе - когда в РФ машина идёт на экспорт, утилизационный сбор платят в той стране, куда она идёт, а его государство субсидирует. Третье – средства, аккумулированные от импортных автомобилей, направляются напрямую на поддержку автомобильной промышленности. Каким образом? Даётся удешевлённый кредит для организации локализации запасных частей. А у нас такую поддержку, к сожалению, не оказываем. Алгоритм работы утилизационного сбора (правила) был написан таким образом, что его должны платить как импортёр, так и отечественный производитель. Но вместо «метода зачёта» мы пошли по механизму, когда свои же деньги оплатил, он себе возвращает. Чтобы на рынок Республики Казахстан поступила импортная машина, сначала платит утильсбор, потом получает бумагу, что утилизационный сбор оплачен и только потом машина поступает в обращение на рынок Казахстана. В отношении отечественного автомобиля - платит свои деньги и возвращает после получения подтверждения, что оплатил и только потом на рынок выходит в обращение. Это является не субсидией, а возвратом собственных уплаченных средств, которые пару недель, а иногда и несколько месяцев бывают на счетах РОП, сейчас «Жасыл даму». Чтобы у казахстанцев не было разных толкований, мы также хотим поменять законодательство, чтобы был «метод зачёта», - поделился планами спикер. 


К слову, законодательно утильсбор был прописан для защиты внутреннего рынка и как механизм привлечения инвестиций.  


«При этом, хотелось бы отметить, что, так или иначе, все страны защищают собственный рынок. Такой же утилизационный сбор есть в Российской Федерации, Беларуси, Узбекистане. Свой рынок Узбекистан защищает кроме утилизационного сбора, которые выше чем у нас, ещё 120%-ной таможенной пошлиной. В Южной Корее, которая 65 лет занимается автомобильной промышленностью, при импорте машин платят регистрационный учёт 50 тыс. долларов. Разные страны пользуются разными инструментами. Мы пошли по пути, когда пользуемся инструментом именно утилизационного сбора, чтобы защитить отечественный рынок», - разъяснил ситуацию представитель профильного ведомства. 


В целом, доля в отечественном автопроме крупноузловой сборки составляет 20-25%, мелкоузловой – 32%.