Пресс-релиз

 

На площадке Службы центральных коммуникаций при Президенте РК состоялась дебютная экспертная встреча по обсуждению главных итогов недели.

Приглашённые эксперты - директор РГУ «Қоғамдық келісім» Галымжан Кусмангали и Главный эксперт Института общественной политики партии «Amanat» Ерлан Ахмеди.

21 марта 2022 года на встрече с жителями Алматы во время празднования Наурыза Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев заявил о «строительстве» Второй республики. Его высказывание стало ключевой темой прошедшей недели. Она очень активно была подхвачена, в первую очередь, экспертным сообществом. Возникли разного рода дискуссии, толкования: что означает идеологема «Вторая республика»? Откуда она взялась? И где тогда была первая республика? В чём суть нового исторического периода? Разбирались в этих вопросах участники экспертной встречи на полях СЦК.

Главный эксперт Института общественной политики партии «Amanat» Ерлан Ахмеди объяснил: почему именно «Вторая» Республика, а не пятая, или шестая? В чём преемственность государственного устройства и каковы ключевые приоритеты трансформации государственно-политической системы.

«В мировой политической истории достаточно много других примеров. Понятия эти использовали различные передовые страны. Южная Корея, Греция, Польша, Испания, Австрия. Например, нынешняя Южная Корея живёт в шестой республике. До конца 1980-х годов у них сменилось 5 правительств. Был запрос общества перейти на демократические реформы, политические преобразования, поэтому было принято решение демократизировать политическую систему страны. И этот процесс начался в конце 80-90 годов, успешно продолжился. То, что было тогда заложено и по сей день живёт, развивается. Корея и в политическом, и экономическом плане добилась определённых успехов. В Польше была идеологическая трансформация от коммунизма к демократии. У них прописано в Конституции – нынешняя республика – третья речь Посполита. Греция перешла в 1974 году к парламентской форме правления. Франция в 1958 году при Шарль де Голле также поменяла форму правления с парламентской на президентскую. То есть, каждая страна по-своему понимала разделение на республики: кто-то форму правления менял, у кого-то были идеологические изменения. А у нас, мне кажется, Вторая республика – само обозначение, понимание этого в Послании, переход от суперпрезидентской к президентской с сильным парламентом -  форма правления меняется», - разъяснил и мировой опыт Ерлан Ахмеди.

А вот директор РГУ «Қоғамдық келісім» Галымжан Кусмангали предположил, что понятие «Второй республики» не появилось внезапно, как утверждают некоторые эксперты.

«Тон был задан не в Послании, а ещё раньше в 2019 году. Ведь с этой формулой Токаев шёл на президентские выборы. Он тогда сформулировал этот тезис.  Рассматривать это, как некоторые эксперты говорят, что «только сейчас эта тема возникла», на мой взгляд, нет. Потому что тут идёт последовательность действий главы государства, который эту формулу предложил в 2019 году. Потом в рамках Национального совета общественного доверия были приняты разного рода поправки в законодательство, которые либерализовали нашу политическую систему. На протяжении 2,5 лет НСОД активно работу проводил и сформировал комплексный пакет, который и лёг в основу его концептуального выступления на совместном заседании палат парламента, где он выступил с посланием», - отметил эксперт.

Обсудили участники встречи и возможность политической модернизации для противостояния нынешней непростой геополитической обстановке и вызовам, с которыми сталкивается Казахстан.

Организаторы намерены сделать такие экспертные встречи традиционными.