«Казахстан как малая открытая экономика подвержена влиянию внешних факторов. Масштабные санкции в отношении России (более 6 тыс.), которая является глобальным экспортером сырья и продовольствия, углубили нарушения в цепочках поставок. Происходит новый передел энергетического и продовольственного рынков, которые влияют на процессы энергоперехода и усиливают риски продовольственной безопасности. Наблюдается «двойной удар» в виде высокой инфляции и риска экономического спада», - сказал Олжас Тулеуов на заседании Берлинского Евразийского клуба «Новый Казахстан – формирование процесса трансформации на экономически устойчивой основе».

 Говоря о внутренней экономике, он отметил, что на протяжении 30 лет экономикой Казахстана пройдено два структурных перехода. Первый структурный переход – это переход от плановой к рыночной экономике (начало 1990-х годов).  Второй структурный переход – переход к сырьевой модели роста с усилением роли государства в экономике (начало 2000-х).

Два структурных перехода позволили Казахстану стать страной с уровнем дохода выше среднего. Это сопровождалось развитием конкурентных преимуществ страны. Несмотря на конкурентные преимущества, эти два перехода также привели к накоплению системных вызовов.

Как отметил О.Тулеуов, монополизация рынков, доминирование сырьевых отраслей, низкопроизводительный рынок труда стали барьерами для глубокой диверсификации экономики и усложнения выпуска и экспорта.

На низком уровне остается сложность выпуска и экспорта, при этом инвестиции в основной капитал сконцентрированы в сырьевом секторе. Доля сырьевого сектора в структуре экспорта занимает 67%, в структуре инвестиций в промышленность - 76%. Существенная часть экономики представлена низкопроизводительными рабочими местами. С 2010 лишь 20% рабочих мест создано высокопроизводительными отраслями, тогда как в низкопроизводительных секторах создано 38% рабочих мест и в них доминируют отрасли с участием государства. Частный сектор практически не генерирует создание новых, постоянных и производительных рабочих мест.

В результате монополизации рынков в структуре ВВП произошел рост доли чистой прибыли корпоративного сектора преимущественно за счет сырьевых отраслей с 45% до 51% и снижение доли оплаты труда с 34% до 31%.

За последние 15 лет накопленный рост производительности труда отстает от реального роста доходов населения на 62 процентных пункта, рост доходов обеспечивался преимущественно увеличением социальных трансфертов. Усилились фискальные дисбалансы, усугубляемые снижением доли производительных затрат в структуре госбюджета. За последние 5 лет расходная часть бюджета не была подкреплена достаточной доходной базой, способной полноценно обеспечить ее расходную часть.

«Таким образом, экономика Казахстана, пройдя через два структурных перехода, добилась определенных успехов и сформировала конкурентные преимущества. При этом накопила критические системные вызовы, которые я перечислил. Ответом на все вызовы должен стать Новый экономический курс в рамках Третьего структурного перехода, который предполагает устойчивое и инклюзивное развитие нашей страны», - подчеркнул Олжас Тулеуов.

Определены шесть ключевых направлений, в рамках которых будет осуществлен Третий структурный переход – верховенство права, стимулирование честной конкуренции и экономических свобод, обеспечение макроэкономической стабильности, системная диверсификация экономики, развитие человеческого капитала и реформирование государственного управления.

Верховенство права должно основываться на понятных, прозрачных и стабильных законах, равенстве всех перед законом, справедливости и независимости судебной системы, развитии института досудебного разрешения споров, правоохранительном и силовом блоке на страже прав граждан и бизнеса.

Развитие честной конкуренции как национальной идеи должно стать основным лейтмотивом в деятельности центральных и местных исполнительных органов. Честная конкуренция предполагает деолигополизацию экономики, недопущение фаворитизма, качественную институциональную среду, развитие бизнеса на принципах конкурентного нейтралитета, а также либерализации рынков товаров и услуг.

Обеспечение макроэкономической стабильности обеспечивается за счет реализации единой, согласованной и предсказуемой макроэкономической политики, роста сбалансированности фискально-бюджетной политики, широкой вовлеченности финансового сектора, в том числе банков для качественного развития экономики, перехода денежно-кредитной политики к полноценному инфляционному таргетированию.

Повышение производительности труда, обеспечение качественной структуры занятости и сокращение несырьевого дефицита должны стать основными целями системной диверсификации экономики. Конвергенция промышленного и регионального развития должна стать первостепенной задачей повышения эффективности реализации индустриальной политики. Также, важной составляющей инвестиционной политики должно стать обеспечение доступности производственной инфраструктуры и ключевых мощностей.

Кроме того, необходимо пересмотреть меры государственной поддержки в сторону их возвратности и эффективности, а также обеспечения их доступа для малого и среднего бизнеса.  Развитие человеческого капитала должно основываться на обеспечении равного доступа к качественному образованию и медицине, обеспечении качественной национальной инновационной экосистемы, повышении эффективности экосистемы рынка труда, модернизации системы социальной защиты (Социальный кодекс, проактивные государственные услуги, повышение адресности поддержки через «Цифровую карту семьи»).

В рамках реформирования госуправления повышение эффективности работы госорганов должно являться базовым условием для эффективного формирования новой структуры экономики. Основным показателем качества работы госорганов должно стать удовлетворенность граждан, поэтому необходимо выстроить экосистемы госуправления по принципу человекоцентричности. Приоритетом совершенствования системы государственного управления будет являться снижение коррупционных проявлений, дебюрократизации процессов и процедур госуправления.

Таким образом, подходы экономической политики Казахстана в рамках Третьего структурного перехода будут детализированы при формировании пакета структурных и институциональных реформ в конце июля текущего года. В настоящее время разработка структурных и экономических реформ проводится в рамках сформированных рабочих групп АСПиР РК с участием Администрации Президента, заинтересованных госорганов, организаций, экспертов, международных финансовых организаций.