В ходе совещания всеми крупными сетями АЗС было отмечено повышенное потребление дизельного топлива в приграничных регионах страны из-за перетоков топлива за рубеж транзитным транспортом по причине низких цен.
Напомним, что ранее в целях исполнения поручения Главы государства Касым-Жомарта Токаева Министерством энергетики РК был разработан проект приказа, предусматривающий дифференцированные цены на дизельное топливо для транзитного транспорта и по периметру границы. Цены будут дифференцированы в зависимости от резиденства, объемов потребления и видов транспорта. Проект приказа был размещен 4 августа 2022г, публичное обсуждение продлится до 18 августа.
Для выполнения оперативных задач, связанных с возросшим потреблением топлива транзитным транспортом, все ресурсы дизельного топлива будут распределяться в первую очередь в адрес сельхозтоваропроизводителей (СХТП) и АЗС. Остатки топлива для промышленных предприятий и АО «НК «Қазақстан Темір Жолы» будут распределяться во вторую очередь, а в случае истощения запасов необходимые объемы в страну будут импортированы.
На нужды СХТП в июле было отгружено 106,6 тыс.тонн дизельного топлива, в августе планируется отгрузить 160,7 тыс.тонн, а в сентябре еще 123,6 тыс. тонн. Установленная цена составит 222 тыс. тг. за тонну (184 тг. за литр). Основными поставщиками указанных объемов являются АО «НК «КазМунайГаз» и ТОО «Petrosun».
В соответствии с поручением Премьер-Министра РК Алихана Смаилова в рамках проводимой работы Комиссией по демонополизации экономики национальная компания «КазМунайГаз» вместо частных инвесторов вошла в состав участников ТОО «Petrosun».
Также сообщаем, что на стадии рассмотрения находятся вопросы оптимизации и переноса сроков планово-предупредительных ремонтов отечественных НПЗ и возможность увеличения загрузки.
В целом, все запланированные объемы для проведения осенне-полевых работ СХТП будут выполнены в полном объеме, вопрос находится на постоянном контроле Министерства энергетики РК и национальной компании «КазМунайГаз».