Кроме того, через электросети региональных электросетевых компаний ВИКи ограничивают доступ на розничный рынок частных энергоснабжающих организаций и оптовых потребителей электроэнергии. Деятельность ВИК означает непрозрачную схему ценообразования от станции до энергоснабжающей организации, совершения затрат с возникновением эффекта Аверча-Джонсона, когда регулируемые по цене субъекты рынка не стремятся к повышению своей эффективности, а стремятся к наращиванию инвестиций для максимизации своей прибыли.

«В рамках принятого законопроекта по развитию предпринимательства, уже реализуются мероприятия по увеличению централизованных торгов электроэнергии, поэтапному устранению дифференциации тарифов между группами потребителей, роста числа потребителей, перешедших к альтернативным энергоснабжающим организациям и внедрение сервисной модели доступа к услугам РЭК для новых ЭСО. В настоящее время, ввиду сложившегося дефицита электроэнергии и необходимости введения новых мощностей, правительством внедряется модель Единого закупщика на всю электроэнергию. Данную модель рынка мы рассматриваем в качестве временного решения, обеспечивающего наиболее быстрое решение проблемы привлечения инвестиций для введения новых мощностей. С другой стороны - модель Единого закупщика создаёт риски монополизации рынка и усиление рыночной власти действующих игроков. Для минимизации этих рисков совместно с министерством энергетики мы регламентируют процедуру проведения торгов и распределения электроэнергии среди энергоснабжающих организаций. Также будут приняты меры по повышению прозрачности в деятельности Единого заказчика в лице расчётного финансового центра при Министерстве энергетики», - резюмировал спикер.

Он также добавил, что на рынке угля, в первую очередь, коммунально-бытовом, сложилась практика реализации угледобывающими компаниями через своих аффилированных посредников. В 2021 году на уровне законодательного акта было принято требование о реализации угля через биржевые торги. 10% от всего объёма реализуются напрямую региональным операторам без посредников. Это позволило за последние 2 года стабилизировать динамику роста цен для потребителей бытового угля.