В текущем году в сфере зерновых перевозок отмечались временное сгущение погрузок и ажиотаж, которые были вызваны снятием ограничений на экспорт зерна и разницей в размере аренды вагонов, предоставляемых различными компаниями, действующими на рынке. Так как взаимоотношения между отправителями зерна и собственниками вагонов регулируются договорами без участия железной дороги, вопрос был решен участниками рынка самостоятельно.
На сегодняшний день парк зерновозов Казахстана составляет более 10,5 тыс. единиц, в том числе парк зерновозов АО «Астық Транс» (частная компания) – 4 750 ед. Существующий парк способен в полном объеме обеспечить текущие потребности грузоотправителей.
АО «Астык транс» обеспечивает внутриреспубликанские перевозки зерна на 98%.
Для подачи-уборки вагонов задействовано порядка 130 ед. маневровых локомотивов АО «НК «КТЖ» и 767 частных локомотивов – рынки по подаче-уборке и оперированию вагонов полностью либерализованы и находятся в конкурентной среде.
Касательно тарифов на железнодорожные перевозки
Тарифы на перевозки грузов железнодорожным транспортом формируются из следующих составляющих: плата на услуги магистральной железнодорожной сети (МЖС), плата на услуги локомотивной тяги (ЛТ), грузовой и коммерческой работы (ГК).
На рынке предоставления услуг аренды и оперирования грузовых вагонов не имеется инструментов тарифного и нетарифного регулирования, осуществляется на конкурентной основе.