Административным процедурно-процессуальным кодексом предусмотрены правовые инструменты, позволяющие уравнять правовые возможности частного лица в процессе оспаривания решения или действия (бездействия) государственного органа, в том числе в судебном порядке.


«Кодексом установлены специальные принципы, несоблюдение которых в зависимости от характера и важности может служить основанием для признания решения административного органа незаконным, что влечет за собой его отмену всеми вытекающими обстоятельствами. Свою эффективность продемонстрировали созданные специализированные межрайонные административные суды, рассматривающие дела по обжалованию решений, действий (бездействия) административных органов. Одной из отличительных черт административного судопроизводства является введение нового принципа активной роли суда, благодаря которому судье предоставляется возможность быть активным для правильного и справедливого разрешения дела и по собственной инициативе собирать дополнительные доказательства. Например, по данным Верховного Суда, из общего количества дел, завершенных в первый год нового формата административной юстиции, требования истцов удовлетворены полностью или частично по 4 474 делам (52%), 4 085, или 48% - отказано в удовлетворении», - сказала вице-министр.


При этом она отметила, что до введения в действие Кодекса госорганы не имели таких критических показателей «проигранных» дел в спорах с гражданами и юридическими лицами. Например, ранее государственные органы выиграли около 85% гражданских дел.


А. Муканова резюмировала, что Административный процедурно-процессуальный кодекс по своей сути является гарантом особого порядка взаимоотношений между государственными органами и обществом.