«У нас сохраняется монопольное состояние на базовых товарных рынках на экономике страны, это рынки топливно -энергетического комплекса, транспорта и связи, где уровень концентрации рынка достигает 100%. Более того, наблюдается новый тренд на создание госмонополии, новых субъектов с госучастием и, соответственно, усложняется вход частных субъектов рынка на эти сегменты экономики. Мы неоднократно принимали базовые документы для развития конкуренции, дорожные карты, указ по основным направлениям госполитики, но это были документы верхнего уровня. И пришли к пониманию, что нам необходим Указ о развитии конкуренции, который предусматривает конкретные мероприятия со сроками», - отметил спикер. 

Документ включает 6 компонентов. Ключевое направление - это сокращение государственного участия в предпринимательстве, национальный офис по приватизации, новый формат перечня видов деятельности, равный доступ к ресурсам инфраструктуры. Речь идет о монопольных ресурсах, ограниченных на рынке топливно-энергетического комплекса и монопольной инфраструктуры в сфере транспорта, связи, переработки нефти. Развитие биржевой торговли, как ключевой инструмент развития конкуренции, доступа к ресурсам, доступа к мерам государственной поддержки и закупкам. Центральным местом в этом Указе является устранение искажения ценообразования. Это переход на сбалансированное ценовое регулирование и отмена перекрестного субсидирования. Также указ затрагивает вопросы улучшения корпоративного управления, развития финансовых рынков и защиты бизнеса.

«Государственное участие в предпринимательстве. Мы здесь отмечаем сохраняющееся преобладание участия государства и эффективность деятельности субъектов квазигосударственного сектора и их управления. На сегодняшний день доля участия государства в производстве товаров достигает 55%, доля государства в сфере услуг – 44%.  Функционирует более 6,3 тыс. единиц субъектов рынка с участием государства», - отметил представитель АЗРК.

Присутствует государство в 20 секторах экономики из 30. При этом показатели эффективности управления следующие: 20 трлн тенге - долговые обязательства, износ основного оборудования -  50%, энергетики, газотранспортной инфраструктуры - 70%. Высокий уровень государственного участия отмечается и международными институтами.