Поэтапное внедрение маркировки необходимо для создания прозрачного цифрового следа товаров. Эта мера направлена на обеление рынка и повышение качества потребления у населения. Но для того, чтобы система заработала все розничные сети, гипермаркеты и небольшие «магазины у дома» обязаны зарегистрироваться в системе маркировки и прослеживаемости товаров посредством ЭЦП, а также обновить кассовое программное обеспечение и приобрести 2D сканер, позволяющий считывать специальные коды. Нюансы объяснила генеральный директор Центра развития цифровой экономики АО «Казахтелеком» Бикеш Курмангалиева. Её ведомство определено Единым оператором процедуры. На брифинге в Службе центральных коммуникаций спикер также подсказала и альтернативы.

Первая – специально разработанное приложение NaqtySauda.Kassa. Его можно скачать на телефон, зарегистрировать приложение как контрольно-кассовую машину и с его помощью сканировать маркированную продукцию при её реализации.

«Фактически вся номенклатура товаров, реализуемая через розничные точки, должны иметь онлайн кассы. Они должны иметь возможность производить выбытие товара посредством двухмерных сканеров, поскольку код Data Matrix не может считываться и вводиться вручную кассиром. Поэтому надо будет приобрести такие сканеры. Сегодня у нас более 10 вендоров производят эти сканеры. Вся эта информация есть на нашем сайте «markirovka.kz». Кроме того, по просьбе нашего уполномоченного органа, а также по просьбе самого бизнеса, мы разработали бесплатное мобильное приложение, которое фактически полноценная ККМ, но с возможностью ещё гашения Data Matrix кода. Вы можете это приложение скачать на Google маркете, установить на любом своём смартфоне и, таким образом, производить выбытие маркированного товара. Но, хочу отметить, что это не единственное приложение. Уже реализовали эту функциональность такие партнёры как NurKassa, WebKassa, ReKassa. Так что у розничных магазинов есть выбор», - подсказала альтернативные и без затратные пути внедрения новых требований, представитель Единого оператора.

Бикеш Курмангалиева также остановилась на преимуществах маркировки. Во-первых, это полная цифра и отказ от вороха бумаг.

«То есть система может принимать товар по электронным актам и реализация делается через онлайн кассу. Таким образом, все транзакции по реализации маркированного товара будут передаваться регулятору и есть возможность не подвергать проверкам данных налогоплательщиков, поскольку они уже находятся в базе регулятора. Также эти решения помогут оптимизировать бизнес и сделать его более подконтрольном для владельцев розничных магазинов», - отметила спикер и добавила, что все «подсказки» в виде роликов размещены на сайте. Также работает круглосуточный контакт-центр по работе реализаторами.